Устройство и эксплуатация автомобиля        29 января 2023        143         0

Сколько заливать антифриза в систему охлаждения двигателя?

В системе охлаждения двигателя должно быть определенное количество антифриза. Его объем индивидуален для каждой модели авто и может варьироваться в широком диапазоне – от 3–5 л (в малолитражных компактных седанах и кей-карах) до 10–15 литров (в полноразмерных внедорожниках, пикапах и кроссоверах). Инженеры автомобильных компаний рассчитывают его при проектировании машин, исходя из множества факторов: мощности агрегата, его КПД, размеров радиатора, количества вентиляторов охлаждения, типа топлива и других критериев. Чтобы автовладельцам не приходилось вручную отмерять нужное количество литров, в расширительных бачках для охлаждающей жидкости (ОЖ) наносят специальные отметки. С их помощью можно легко проверять уровень антифриза в бачке.

антифриз в бачке расширения

Почему необходимо следить за уровнем антифриза в системе

В процессе эксплуатации автомобиля могут возникать различные ситуации, при которых возможно как понижение, так и повышение уровня ОЖ в бачке. Рассмотрим некоторые примеры.

  1. Пробой уплотнителей. Внутри двигателя могут повредиться уплотнительные прокладки, которые отделяют систему смазки от системы охлаждения. При этом антифриз может попасть в моторное масло, или наоборот. При попадании масла в охлаждающий контур уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке увеличится, а ее тепловые характеристики резко ухудшатся.
  2. Протечка радиатора. В этом случае, очевидно, уровень в расширительной емкости будет снижаться. Как правило, это происходит медленно и едва заметно, поскольку коррозия не сразу разрушает радиаторы. Сначала образуются легкие протечки, затем они усиливаются, и под машиной часто появляются лужицы из антифриза.
  3. Поломка водяного насоса. Протечка помпы – достаточно частая поломка во многих авто. Водяные насосы, отвечающие за циркуляцию ОЖ внутри контура, служат в среднем до 100–200 тыс. км. Со временем в них разрушаются уплотнения, что приводит к утечке антифриза.

утечка антифриза

Определить поломки этих и других компонентов системы охлаждения невозможно, пока это не повлияет на уровень ОЖ в бачке. Его резкое изменение в большую или меньшую сторону является явным индикатором неисправности. Поэтому нужно регулярно следить за уровнем антифриза в системе. Зачастую это позволяет выявить неисправности на ранних стадиях, прежде чем они приведут к перегреву двигателя со всеми вытекающими последствиями.

Как правильно определять уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения

Среди автомобилистов часто ведутся споры о том, как проверять уровень антифриза – на горячую или на холодную. Ответ зачастую указывают сами автопроизводители в сервисных книжках и инструкциях к автомобилям. Во всех случаях он однозначен: уровень охлаждающей жидкости нужно проверять на холодном двигателе.

Когда мотор прогрет, жидкость находится в расширенном состоянии. В этом случае ее уровень может даже превысить отметку «Max» в расширительном бачке. Это нормальная ситуация, которая не должна вызывать опасений у автовладельца. Главное, чтобы уровень не выходил за нижнюю или верхнюю отметку, когда жидкость холодная.

Чтобы правильно определить уровень антифриза, машину нужно припарковать на ровной горизонтальной поверхности. Это легко проверить: при нейтральной передаче и отпущенной педали тормоза, она не должна скатываться вперед или назад. Если в таком состоянии не наблюдается самопроизвольного движения машины, значит, площадку можно считать горизонтальной. Но следует учитывать, что такая проверка будет неточной, если имеются боковые наклоны дороги.

Большинство автовладельцев утверждают, что оптимальный уровень антифриза – между серединой расширительного бачка и максимальной отметкой. Это вполне объяснимо: если возникнет утечка, то в течение некоторого времени она будет компенсироваться этим запасом из резервуара. Если же ее уровень изначально будет на минимальной отметке (или ниже середины), то после протечки антифриза перегрев мотора произойдет быстрее.

Можно ли заливать ОЖ выше максимальной отметки

перелив антифриза в бачке

Принцип «много не бывает» категорически не применим к количеству антифриза в системе охлаждения. Заливать жидкость под самую горловину расширительного бачка нежелательно, вредно и даже опасно для машины. Чтобы осознать возможные последствия, нужно понимать для чего нужен сам бачок.

Слово «расширительный» в его названии означает, что жидкость внутри него может расширяться. Чем выше ее температура, тем интенсивнее происходит тепловое расширение. Этот эффект усиливается и тем, что дополнительное давление в системе создают горячие пары антифриза.

Система охлаждения в автомобиле является замкнутым контуром. Тепловое расширение антифриза могло бы разорвать изнутри патрубки, радиаторы, помпу, если бы в контуре не было расширительного бачка. Именно в него «выдавливается» избыточный объем ОЖ при высоких температурах. Соответственно, если бачок будет заполнен до самой пробки, в нем не будет свободного места, чтобы вместить излишки горячего расширившегося антифриза. В итоге жидкость выйдет наружу по пути наименьшего сопротивления – выдавит пробку бачка, сорвет патрубок с радиатора или пробьет уплотнения. Поэтому при заливке ОЖ не следует превышать отметку «Max» на стенках расширительной емкости.

Последствия недолива антифриза

Если в системе будет недостаточно охлаждающей жидкости, мотор будет хуже охлаждаться. Логика достаточно проста: 5 литров антифриза вберут в себя больше тепловой энергии, чем 4 литра (это ограничивается теплоемкостью ОЖ, которая является постоянной величиной). При нехватке охлаждающей жидкости возрастет нагрузка на помпу, будут чаще включаться вентиляторы обдува, а термостат будет чаще совершать циклы открытия-закрытия. Все это создаст дополнительную нагрузку как на двигатель, так и на систему охлаждения.

Какой антифриз заливать в систему

Существует несколько основных классов охлаждающих жидкостей, которые различаются по технологии производства и составу: G11, G12, G12+, G12++, G13. При этом антифризы разных классов могут иметь одинаковый цвет. Возможна и обратная ситуация, когда антифризы одного класса (например, G11 от двух разных марок) могут иметь разную окраску.

Вопреки распространенному стереотипу, при выборе антифриза нужно обращать внимание не на цвет жидкости, а на маркировку. Цвет является второстепенным фактором и определяется лишь красителями, а не активными веществами в антифризе. Чтобы узнать, какой класс ОЖ используется в конкретном авто, нужно изучить документацию к нему. Если нет бумажной инструкции (например, машина куплена на вторичном рынке), ее следует найти в электронном виде или проконсультироваться с официальными представителями автомобильного бренда.

таблица совместимости антифриза

Некоторые типы антифризов можно смешивать. Например, большинство жидкостей класса G12, G12+ и G12++ являются взаимозаменяемыми. Составы G13 можно смешивать со всеми типами антифризов. Жидкости класса G11, в свою очередь, не рекомендуется смешивать с антифризами других типов. Допускается лишь смешивание составов G11 разного цвета. Но наиболее оптимальный вариант – применение одного типа ОЖ, рекомендованного производителем.

С какой периодичностью менять ОЖ

Срок эксплуатации антифриза зависит от его состава, характеристик двигателя, пробега, состояния системы охлаждения и других факторов. Рекомендованные интервалы указываются в документации к авто. Как правило, они составляют 60–100 тысяч километров или 3–5 лет, в зависимости от того, что наступит раньше.

Необходимо учитывать, что интервалы замены ОЖ в инструкциях к автомобилям могут отличаться от тех, которые указываются на этикетках антифризов. Например, в документации может указываться периодичность 60000 км, а на канистре с жидкостью – 100000 км. В таких случаях нужно соблюдать меньший интервал.

Краткая инструкция по замене антифриза

В большинстве автомобилей замена ОЖ проводится по общему алгоритму:

  1. Автомобиль помещают на смотровой яме, эстакаде или подъемнике. Если нет такой возможности, нужно выбрать ровную горизонтальную площадку.
  2. Необходимо дождаться, пока двигатель остынет. В противном случае можно обжечься антифризом при его сливе.
  3. Прежде чем сливать антифриз, нужно открутить пробку на расширительном бачке, чтобы в системе не возник вакуум. Иначе в контуре останется часть старой жидкости.
  4. В зависимости от модели авто, жидкость сливается либо через пробку в нижней части радиатора, либо одновременно с радиатора и с блока цилиндров.
  5. После слива нужно плотно закрутить пробки на радиаторе и блоке цилиндров.
  6. Новый антифриз заливают через горловину на радиаторе или через расширительный бак, в зависимости от модели авто.
  7. После замены нужно выполнить пробный пуск двигателя и прогреть его до состояния, при котором срабатывает термостат и включаются вентиляторы. Уровень в бачке может немного снизиться, пока жидкость полностью распределится по контуру. В этом случае нужно долить ОЖ после остывания двигателя.

Вывод

Регулярная проверка системы охлаждения двигателя и своевременный контроль уровня антифриза позволит избежать многих проблем с мотором. По возможности следует проверять объем жидкости в бачке перед каждой поездкой. Это займет не более 1–2 минут, но позволит предотвратить поломки, которые моут обернуться дорогостоящим капремонтом мотора.


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы ВКонтакте
Adblock
detector