Устройство и эксплуатация автомобиля        01 мая 2022        84         0

Почему выдавливает антифриз?

В жидкостных контурах охлаждения автомобильных двигателей применяют раствор антифриза, или тосол. В отличие от воды они замерзают при низких температурах, обладают смазывающими, антикоррозийными свойствами и температура их закипания выше, что повышает надежность системы и экономичность мотора. Охлаждающая жидкость (ОЖ) находится в системе под давлением 1-2 бар (в зависимости от конструкции). 

залив антифриза в расширительный бачок

Причины вытекания, выдавливания антифриза

Избыток давления ОЖ контролируется предохранительным клапаном в крышке расширительного бачка, радиатора. При определенном значении он выпускает излишние пары наружу.

Антифриз выгоняет из расширительного бачка запредельным давлением, либо он покидает систему через неплотности.

Куда вытекает антифриз

Охладитель выдавливает наружу или попадает внутрь двигателя — в камеры сгорания и систему смазки.

Причины наружных подтеканий следующие:

  1. Трещины, разрывы шлангов и патрубков.
  2. Нарушение герметичности уплотнений.
  3. Ослабление хомутов шлангов.
  4. Нарушение целостности радиатора охлаждения, расширительного бачка.
  5. Течь отопителя. В случае выхода из строя радиатора печки, крана и соединительных шлангов антифриз вытекает в салон автомобиля.
  6. Неисправность помпы охлаждающей жидкости. Из насоса ОЖ вытекает через контрольное отверстие (это сигнал к замене, ремонту узла) или через сальник вала. Сальник приходит в негодность из-за естественного износа и радиального люфта вала. Последнее обстоятельство часто сопровождается скрежетом — это крыльчатка задевает за корпус. 
  7. Нарушение целостности блока, головки блока цилиндров (ГБЦ) происходит гораздо реже. Это трещины, сквозная коррозия металла и заглушек, смещение последних.

Как антифриз попадает в другие полости двигателя

мотор

Последний пункт справедлив для внутреннего истечения ОЖ. Дело только в местонахождении изъяна. Так, дефектная заглушка должна располагаться под клапанной крышкой.

Антифриз выдавливается в масло через:

  • неисправный масляно-водяной теплообменник. Это может быть дефект деталей и уплотнений узла;
  • прокладку ГБЦ. Через нее же раствор проникает в камеры сгорания;
  • в зависимости от конструкции есть и другие пути следования охладителя. Это бывает и всасывающий коллектор и передняя прокладка с уплотнениями.

На неисправности прокладки ГБЦ остановимся подробнее

Пробой, прогар прокладки ГБЦ

Самая главная прокладка двигателя герметизирует рабочие цилиндры, системы смазки и охлаждения. Ряд больших отверстий предназначен для цилиндров. Обычно они обрамлены металлическими обечайками для противодействия температурному напору. Маленькое отверстие предусмотрено под подающий масляный канал. Через него масло под давлением поступает в головку блока. Смазка сливается обратно в поддон самотеком. Для этого тоже есть вырезы. Больше всего отверстий в прокладке под рубашку охлаждения, ведь ОЖ омывает все горячие поверхности мотора и контактирует с наружными стенками.

Ответственное соединение устанавливается по строго предусмотренной технологии. Однако в процессе эксплуатации и оно ослабевает. Прокладка уплотняется, стареет, головка деформируется от температуры и давления газов, мощные болты растягиваются, ослабевают хватку. Неисправность проявится в зависимости от того, какие отверстия соединяются, когда прокладка прогорает, рвется.

Для ОЖ возможны следующие варианты:

  1. Раствор идет в масло — зарубашечное пространство соединяется со сливом масла. Низкий уровень тосола грозит перегревом. ОЖ смешивается со смазкой, образуя эмульсию — субстанцию светло-бежевого цвета. Она непригодна для смазки и угрожает стремительным износом сопряженных пар.
  2. Масло нагнетается в зарубашечное пространство системы охлаждения через подающий масляный канал.
  3. Давление в масляном канале превышает давление тосола. Если уровень масла запредельно упадет, пропадет и его давление, что чревато аварией двигателя. В то же время происходит выдавливание антифриза в расширительный бачок. Когда емкость переполняется, происходит резкий выброс через заливную горловину.
  4. Антифриз уходит в цилиндры. Рабочий процесс ухудшается. Охлаждающая жидкость уходит из расширительного бачка, потом из радиатора. Раствора становится все меньше и в итоге перегрев неизбежен.
  5. Газы проникают в полости охлаждения. Они разогревают жидкость, ухудшают теплоотвод, т.к. теплоемкость газа примерно в 4 раза меньше теплоемкости жидкости. В дальнейшем происходит перегрев ОЖ (общий или местный). Давление в системе охлаждения нарастает, что грозит выбросом.

Симптомы выдавливания тосола через прокладку ГБЦ

неисправная прокладка ГБЦ

  • Нехватка ОЖ сопровождается повышением температуры на шкале прибора и падению температуры в салоне. Отопителю не хватает жидкости.
  • Наружные подтеки.
  • Эмульсия вместо масла, повышение уровня смазки. Эмульсия видна на щупе и под заливной масляной пробкой.  Если машина долго бездействует, охлаждающая жидкость отстаивается и выливается почти в чистом виде при откручивании сливной пробки поддона.
  • Если уровень антифриза в расширительном бачке растет, а на ее поверхности образуется маслянистая пленка, значит, масло постепенно замещает ее в охлаждающем контуре.
  • Выхлопные газы булькают в бачке и радиаторе, через открытую горловину чувствуется их характерный запах.
  • Охладитель идет в цилиндры, а вылетает из выхлопной трубы в виде пара. Процесс горения ухудшается вплоть до полной остановки. Залитый цилиндр определяют и по виду свечи.

Все герметично, но антифриз выдавило через горловину

Выдавливание ОЖ не всегда связано с брешами в двигателе. Вот некоторые из причин:

  • в мотор залита недоброкачественная жидкость — подделка. Некоторые смеси способны проникать сквозь микроскопические неплотности, через которые не пройдет ни антифриз, ни простая вода;
  • gроизошел перегрев двигателя, жидкость вскипела в рубашке блока, что привело к выбросу охлаждающей жидкости в бачок расширения;

Причиной перегрева могли стать:

  • неисправный термостат. Если прибор остается в закрытом положении, антифриз не идет в радиатор, перегревается и закипает в блоке;
  • не включается вентилятор;
  • засорение радиатора как внутреннее, так и наружное;
  • воздушная пробка. В контурах охлаждения есть зоны, в которых воздух остается запертым. Он не имеет выхода в атмосферу и не дает места охлаждающей жидкости. В инструкции по эксплуатации автомобиля описан процесс устранения воздушного пузыря. Конструкция может иметь специальную пробку для удаления воздуха. В других случаях рекомендуется отсоединить какой-либо шланг. Способ зависит от конкретного устройства автомобиля. Перед заполнением контуров необходимо ознакомиться с рабочей документацией.

Поиск неисправности

Места негерметичности выявляются наружным осмотром, проверкой уровня и состояния моторного масла, осмотра свечей зажигания. Существуют приборы, создающие давление в контуре. Насос с манометром подключается к заливному отверстию через специальный переходник. Создается воздушный напор в соответствии с инструкциями прибора и автомобиля. Если давление не падает — система герметична. При снижении давления дефект обнаруживают визуально, на слух. В цилиндр двигателя можно посветить фонариком через свечное отверстие, а лучше применить эндоскоп.

Исправность термостата проверяется на заведенном моторе. До достижения обозначенной температуры (например 78° C) патрубки большого круга охлаждения должны быть холодными, а после нагреваются — термостат открылся. Открытие термостата может сопровождаться кратковременным падением температуры.  

Далее температура растет. В определенный момент должен включиться электрический вентилятор или вентилятор с вискомуфтой. Вентиляторы с механическим приводом работают постоянно.

Что делать если сломался в пути

Со многими неисправностями водитель может справиться самостоятельно.

  1. Если машина еще не перегрелась, нужно остановиться в удобном месте, в критической ситуации стоянку не выбирают.
  2. После остановки двигателя необходимо дать ему остыть (минут 15). Открывая горловину емкости с перегретым антифризом можно получить ожог. Следует работать в перчатках, пробку открывать медленно, можно накинуть на нее тряпку.
  3. Нельзя также доливать ОЖ в разгоряченный мотор. Это приводит к трещинам, деформациям, дорогостоящему ремонту.
  4. Далее следует провести посильную первичную диагностику или ремонт.
  • если выявлено подтекание антифриза через шланги, их можно заменить, или подрезать. Если шланг треснул посередине, его можно разрезать и срастить подходящей трубкой;
  • при незначительной течи можно долить охладитель или воду и дотянуть до ближайшего сервиса. Следует удостовериться, что тосол не пошел в масло. С эмульсией в поддоне ездить нельзя;
  • при неисправности вентилятора можно самостоятельно заменить предохранитель, наладить контакт в проводке. Возможно, вышел из строя температурный датчик на радиаторе (термореле). Тогда вентилятор можно временно подключить в постоянном режиме, перемкнув и заизолировав соответствующие контакты;
  • заменить лопнувший ремень вентилятора можно на месте;
  • замена термостата, который держится на шлангах (ВАЗ) — несложная задача.
Нужно знать. Если удалить неисправный клапан термостата жидкость не пойдет по большому кругу полноценно. Система будет работать неправильно.
  • Когда вытекает охлаждающая жидкость из радиатора отопителя, последний можно перекрыть краном, либо заглушить отводящий и подводящий патрубки и добраться до сервиса.
  • В случае выброса охлаждающей жидкости из-за неисправной крышки расширительного бачка ее можно почистить или заменить.
Полезный совет. Если температурный указатель неуклонно стремится в красную зону (при нормальном уровне тосола), дополнительному охлаждению способствует включенная на полную мощность салонная печка.

Для более сложного ремонта неподготовленному человеку лучше обратиться к профессионалам.

Профилактика

В заключении несколько слов о том, что нужно делать, чтобы избегать описанных неприятностей в пути:

    1. Своевременно проводить ТО системы охлаждения в соответствие с регламентам. Осматривать двигатель на предмет подтекания, обращать внимание на цвет выхлопных газов.
    2. Применять только оригинальные детали и расходные материалы или качественные аналоги.
    3. Пополняя емкость, нужно быть уверенным в совместимости ОЖ.
    4. Незначительные неисправности необходимо устранять незамедлительно. Они быстро перерастают в критические.
    5. Не допускайте перегревов. Они приводят к искривлению головки блока.
    6. Не эксплуатируйте автомобиль длительно на предельно допустимой температуре. При этом может происходить местный перегрев. Поршневое компрессионное кольцо в результате такого температурного воздействия теряет упругость, становится “ватным”, что приводит к неизбежности ремонта ЦПГ

Видео: Если выгоняет антифриз в расширительный бачок, способ устранения проблемы


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы ВКонтакте
Adblock
detector