Устройство и эксплуатация автомобиля        17 апреля 2022        161         0

Откуда берется и чем опасно масло в воздушном фильтре

Избыток масляной взвеси в воздушном тракте негативно влияет на работу датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), системы изменения геометрии впускного коллектора, датчика абсолютного разряжения (ДАД) и приводит к быстрому загрязнению дроссельной заслонки. Давайте рассмотрим, откуда появляется масло в воздушном фильтре и как причина этой неисправности связана с высоким расходом масла и низким ресурсом турбонагнетателя.

воздушный фильтр в масле

Откуда масло попадает во впускной тракт?

Масло, попавшее в воздушный фильтр, поступает во впускной тракт из картера двигателя вместе с картерными газами. При работе двигателя в поддоне скапливаются газы, представляющие собой смесь из паров топлива, масляной взвеси и отработавших газов.

На старых машинах подобная особенность работы ДВС решалась при помощи сапуна, через который картерные газы естественным путем выходили в атмосферу. Из-за ужесточившихся экологических норм на современных автомобилях реализована система вентиляции картера замкнутого типа. Это значит, что гремучая смесь из картера подается обратно во впускной коллектор, где она перемешивается со свежим воздушным потоком и подается обратно в цилиндры.

система вентиляции картера

В каких случаях смазка появляется в фильтре воздуха и впускном тракте?

  1. Неисправна система вентиляции картерных газов (ВКГ). В особенности фильтрующих элементов, призванных отделять вкрапления масла, чтобы предотвратить негативные последствия их попадания во впускной тракт.
  2. Избыток картерных газов из-за неисправности цилиндропоршневой группы. В случае сниженной герметичности камеры сгорания на такте сжатия и рабочего хода в картер проникает слишком большое количество отработавших газов и несгоревшей топливовоздушной смеси. В случае неэффективной работы компрессионных колец, нарушенной геометрии поршней и цилиндров, даже исправная система ВКГ не в состоянии отфильтровать и перенаправить во впускной коллектор накопленный в картере объем газов. Из-за нарушающейся фильтрации и увеличившегося потока газов в картере создается избыточное давление, взвесь оседает на стенках впускного тракта, скапливается масло в фильтре.

Незначительная маслянистая пленка внутри воздушных патрубков и во впускном коллекторе не является неисправностью. Даже исправная система фильтрации не в состоянии полностью избавить попадающие во впуск картерные газы от мелкодисперсных частиц масла. На турбированных ДВС причина небольшого масляного налета кроется в особенностях работы турбины, которая даже в исправном состоянии подкидывает небольшое количество масла во впуск.

Последствия попадания масла на воздушный фильтр

  • Ухудшение фильтрации попадающего в камеру сгорания воздуха. Фильтр воздуха состоит из волокон естественного (целлюлоза) или искусственного происхождения (например, полиэстер) не рассчитаны на обильную пропитку маслом. При появлении масла на фильтре ухудшается пропускная способность элемента, повышается разряжение в части тракта до дроссельной заслонки. Из-за этого не только растет расход топлива и снижается динамика, но и возможно частичное разрушение воздушного фильтра. Как следствие, в цилиндры будет поступать неочищенный воздух, что приводит к повышенному износу цилиндропоршневой группы, турбонагнетателя.
Пропитанный маслом фильтрующий элемент следует в срочном порядке сменить, даже если регламент замены воздушного фильтра еще не настал.
  • Засорение чувствительного элемента датчика массового расхода воздуха. Принцип работы ДМРВ основан на измерении силы тока, которая необходима для поддержания определенной температуры нагревательного элемента. Если чувствительный элемент в масляной пленке, на его поверхности задерживается больше грязевых частиц, сажи. Своего рода одеяло, которым со временем покрывается нагревательный элемент, приводит к искаженным показаниям ДМРВ. Ведь для поддержания температуры элемента теперь требуется меньший ток. Как следствие, ECU ориентируется на заниженные показания расходомера при корректировке количества впрыскиваемого в цилиндры топлива, из-за чего ухудшается динамика, растет расход топлива, увеличивается дымность дизельного двигателя.
  • Загрязнение деталей системы изменения геометрии впускного коллектора, дроссельной заслонки, датчика абсолютного давления. Особенно опасен избыток масляной взвеси во впускном тракте для дизельных моторов. Большое количество сажевых частиц, которые попадают во впускной коллектор через систему EGR, оседают на промасленных поверхностях. Со временем это приводит к заеданию вихревых заслонок, засорению датчика абсолютного разряжения, дроссельной заслонки и уменьшению проходного сечения впускных каналов, отверстия для подачи отработавших газов.

Чем опасно избыточное давление в картере?

Избыточное давление препятствует нормальной работе маслосъемных колец, из-за чего увеличивается расход масла. Также из-за высокого давления нарушается слив масла из турбины, турбонагнетатель начинает кидать масло во впуск, происходит коксование смазки внутри каналов подачи масла к картриджу. Страдают при этом все резиновые уплотнения и сальники, которые в условиях избытка картерных газов не в состоянии обеспечить герметичность.

закоксовка маслом

Как найти причину избытка масла во впускном тракте?

Если вы обнаружили следы масла на воздушном фильтре, следует проверить износ цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) и эффективность работы системы картера. Оценить состояние цилиндропоршневой группы можно несколькими способами:

  • открутить маслозаливную горловину или вытащить щуп после запуска холодного двигателя. На исправном двигателе из отверстия для щупа или горловины будет выходить небольшой поток бесцветных отработавших газов. Такой метод косвенной оценки помогает быстро оценить состояние ЦПГ и в случае ее исправности перейти к диагностике системы ВКГ;
  • замерить компрессию;
  • проверить негерметичность поршневых колец тестером на утечки в цилиндре (Leak Test);
  • замерить давление картерных газов при помощи специального прибора.

Если замеры показали нормальное давление картерных газов, но при этом скапливается масло на воздушном фильтре, следует проверить работу маслоотделителя. Если же вы обнаружили избыточное давление в картере, следует убедиться в исправной работе системы ВКГ и только после этого проводить ремонт ЦПГ. Неисправность клапана PCV, неправильное подключение патрубков вентиляции картера даже на двигателе с исправной поршневой могут приводить к описанным выше симптомам.

Диагностика системы ВКГ

Поскольку наша главная проблема – загрязнение воздушного фильтра, подробно рассмотрим именно систему фильтрации картерных газов. В современных авто используются маслоуловители двух типов:

  • лабиринтный. Применяется для грубой очистки картерных газов и отделения крупных частиц масла;
  • лабиринтный маслоуловительциклонный. На стадии тонкой очистки капли масла под действием центробежной силы оседают на стенках корпуса маслоуловителя.

циклонный маслоуловитель

В поисках причины скопления масла на фильтре воздуха следует проверить, не забиты ли каналы для обратного слива масла в поддон, насколько засорены маслоотражательные пластины. Если в конструкции системы ВКГ предусмотрен сменный фильтрующий элемент, следует соблюдать периодичность его замены.

Также обязательно проверьте клапан PCV. По своему принципу работы он должен продуваться в одну сторону и быть герметичным при попытке прохождения потока в обратную сторону.

Альтернативный путь решения проблемы

В отличие от большинства современных авто, где в систему ВКГ включен и циклонный, и лабиринтный маслоотделитель, у многих агрегатов недостаточная степень фильтрации картерных газов считается конструктивным недостатком. К счастью, в продаже вы можете найти множество вариантов универсальных маслоуловителей с готовыми патрубками и фитингами для их подключения.

Установить своими руками в разрыв штатной магистрали можно как небольшой фильтрующий элемент в пластиковом корпусе, так и дополнительный циклический маслоуловитель. Последний вариант часто не уступает в эффективности продуманным штатным системам и эффективно предотвращает попадание масла на воздушный фильтр.

Видео: масло в воздушном фильтре и гофре причина и устранение


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы ВКонтакте
Adblock
detector