Содержание статьи
Вскипание охлаждающей жидкости (ОЖ) говорит о неисправности в системе охлаждения двигателя. Эксплуатация авто в таком режиме чревата перегревом мотора со всеми вытекающими последствиями. Давайте рассмотрим причины закипания антифриза, расскажем о проверке качества ОЖ и методах диагностики охлаждающей системы, которые помогут выявить неисправную пробку расширительного бачка, некачественный тосол и установить прорыв выхлопных газов в рубашку охлаждения двигателя.
Причины вскипания антифриза
- Отсутствие рабочего давления в системе охлаждения. При повышении давления в системе температура вскипания жидкости возрастает, а температура кристаллизации снижается. По мере прогрева двигателя антифриз (тосол) расширяется в системе охлаждения. Для сохранения жидкого агрегатного состояния тосола и полноценного отвода тепла от двигателя в рубашке охлаждения должно поддерживаться умеренное давление (1,2-1,4 Атм.). Избыток при этом стравливается в атмосферу редукционным клапаном, установленным в крышке расширительного бачка.
- Прорыв отработавших газов в систему охлаждения. В случае попадания в систему выхлопных газов редукционный клапан может не справляться с отводом избыточного давления. При этом разогретые газы не только подогревают ОЖ, но и способствуют образованию воздушных пробок и нарушению циркуляции антифриза.
- Низкая теплоотдача радиатора охлаждения двигателя. В случае забитого радиатора или неисправного вентилятора охлаждения двигателя нарушается охлаждение радиатора, что приводит к повышению температуры антифриза. Если тосол кипит, а вентилятор не включился, следует проверить корректность работы ДТОЖ, выключателя вентилятора, целостность проводки.
- Неисправность водяной помпы. Поломка лопастей крыльчатки либо ее срыв с оси вращения приводят к нарушению циркуляции ОЖ в системе охлаждения.
- Завоздушивание системы. Воздушные пробки в рубашке охлаждения двигателя препятствуют нормальной циркуляции антифриза, что может стать причиной перегрева двигателя.
- Неправильное соотношение концентрирующего состава к дистиллированной воде или недостаточный уровень ОЖ в расширительном бачке.
Как проверить крышку расширительного бачка?
Если при откручивании крышки расширительного бачка на прогретом двигателе вы не услышали характерный «пшик» выходящего в атмосферу под давлением газа, редукционный клапан неисправен.
Для точной проверки охлаждающей системы на герметичность потребуется обычный компрессор для подкачки шин с манометром. Плотно закрутите крышку, после чего при помощи шланга подходящего диаметра подайте в бачок через верхний штуцер давление до 2 Атм. Если редукционный клапан исправен, давление опустится до рабочих характеристик прогретого двигателя. На большинстве авто давление в системе ограничивается 1,2-1,4 Атм.
Прорыв картерных газов в рубашку охлаждения
Симптомы прорыва картерных газов в рубашку охлаждения двигателя:
- после прогрева повышается давление в системе охлаждения, что можно ощутить тактильно по раздутым тосольным патрубкам. При повышении оборотов наблюдается бурление антифриза в расширительном бачке;
- маслянистый налет на внутренних стенках расширительного бачка и поверхности антифриза;
- двигатель перегревается;
- плохо греет печка;
- белый дым из выхлопной трубы;
- плохой запуск на горячую и после длительного простоя;
- эмульсия в поддоне.
Для точного определения прорыва выхлопных газов в систему охлаждения воспользуйтесь газоанализатором. Принцип работы тестера основывается на реакции контрольной жидкости, которая при контакте с СО2 изменяет свой цвет с сине-голубого на желтый для бензиновых ДВС и на зеленый для дизельных моторов.
Чаще всего антифриз кипит вследствие негерметичности уплотнения между ГБЦ и блоком цилиндров. На дизельных двигателях нередки случаи пробоя прокладки теплообменника ЕГР.
Если после разборки двигателя в прокладке ГБЦ не выявлено дефектов, следует опрессовать головку блока и блок цилиндров на предмет микротрещин. В диагностике попадания ОЖ в цилиндры без разборки двигателя помогает эндоскоп, при помощи которого можно заглянуть в камеры сгорания и обнаружить капли антифриза.
Видео: ВОТ почему ЗАКИПАЕТ ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ в расширительном БАЧКЕ
Что делать, если двигатель перегрелся в дороге?
Закипание антифриза и пар из-под капота свидетельствуют о перегреве двигателя. Продолжать движение в таком режиме чревато серьезной поломкой и последующим капитальным ремонтом мотора. Если вы заметили, что стрелка указателя температуры приблизилась к красной зоне, немедленно остановите автомобиль в безопасном месте.
Подождите 10-15 минут, после чего откройте капот и проверьте уровень жидкости в бачке. В случае закипания антифриза в расширительном бачке в системе еще некоторое время сохраняется повышенное давление. В таком случае на патрубки, расширительный бачок и корпус радиатора оказывается механическое давление.
Если вы обнаружили пустой расширительный бачок, долейте антифриз или обычную воду. В случае утечки более 1л нельзя резко восполнить потерянный объем ледяной водой. Большой перепад температуры может привести к появлению микротрещин в блоке двигателя, ГБЦ. Заливать холодную воду следует с перерывами и небольшими порциями.
Когда температура опустится до рабочей, вы можете продолжить движение до ближайшей СТО.
Старайтесь двигаться на наивысшей передаче и минимальных для комфортной езды оборотах двигателя (до 2000-2200 об/мин). При этом исключите резкие разгоны и как можно дольше тормозите передачами. Выключите кондиционер и включите обогреватель на максимальную температуру – это поможет отвести часть тепла через радиатор печки. Раз в 10-20 км контролируйте и при необходимости восполняйте уровень антифриза.
Общая диагностика системы охлаждения
Если автомобиль постоянно перегревается, обратите внимание на исправность ДТОЖ, включателя вентилятора охлаждения и сам вентилятор. В случае неисправности включателя или ДТОЖ, снимите с них разъемы питания. Это переведет систему в аварийный режим, при котором постоянно будут работать электрические вентиляторы. Если имеется проблема с управлением, вы можете перемкнуть силовые контакты реле включения вентилятора, заставив их принудительно вращаться при включенном зажигании. Так вы сможете быстро снизить температуру двигателя и доехать до ближайшей СТО.
В случае частого закипания антифриза также стоит проверить исправность вискомуфты и степень загрязнения радиаторов. Со временем пространство между радиатором кондиционера, интеркулером, радиатором АКПП и основным теплообменником покрывается плотным «одеялом» из пыли, сора и пуха. Уменьшение пропускной способности сот приводит к перегреву и выкипанию тосола. Забиться радиатор может и внутри, что видно по его неравномерному прогреву.
Проверка качества антифриза
Если особенности обслуживания купленного вами авто точно неизвестны, перед диагностикой системы охлаждения следует оценить качество антифриза. Для этих целей используется ареометр и рефрактометр.
Ареометр измеряет плотность охлаждающей жидкости и при помощи градуированной шкалы отображает важный для нас показатель температуры замерзания. Хоть ареометр при правильном использовании довольно точно показывает плотность антифриза, его главное преимущество – низкая цена. Куда достовернее показания рефрактометра, который по показателю преломления в среде демонстрирует фактическую температуру замерзания антифриза.
В регионах с умеренным климатом достаточная температура замерзания от -30ºС до -35 ºС. В таком температурном диапазоне обеспечивается оптимальное соотношение концентрата незамерзающей жидкости к дистиллированной воде. При соблюдении рекомендованных производителем пропорций соблюдается приемлемая температура кипения антифриза +106-125ºС (зависит от вида системы охлаждения и класса антифриза). Чем большая доля воды залита в систему, тем ближе температура вскипания охлаждающей жидкости к +100 ºС.