Устройство и эксплуатация автомобиля        26 февраля 2023        393         0

Почему слышен треск при запуске двигателя?

Любой посторонний звук, доносящийся из мотора, является признаком неисправности. Наряду со стуком, свистом и скрежетом автовладельцы часто наблюдают треск в двигателе. В некоторых случаях звук исчезает вскоре после запуска и прогрева мотора. В других ситуациях треск наблюдается непрерывно и может сопровождаться другими изменениями: ухудшенной динамикой автомобиля, вялым разгоном, увеличенным расходом топлива и др. Предлагаем подробнее рассмотреть основные причины неисправностей.

ДВС авто

Почему трещит двигатель при запуске?

Треск под капотом в момент запуска ДВС чаще всего возникает при поломках стартера. В конструкции этого механизма имеются зубчатые шестерни, через которые передается вращательный момент от бендикса на венец маховика. Со временем зубцы могут стачиваться и проскакивать, что сопровождается характерным металлическим треском или скрежетом. Если износ незначительный, то двигатель удастся завести. Если зубцы сильно изношены, стартер попросту не сможет провернуть коленвал мотора и будет вращаться в холостом режиме, издавая громкий резкий звук.

схема стартера

Также причина может заключаться в поломке втягивающего реле. Если оно заедает и не втягивает бендикс до конца, зубцы шестеренок будут не полностью зацепляться друг о друга. Из-за этого они будут проскальзывать и издавать громкий треск, а мотор в таком случае будет заводиться дольше, чем обычно. 

Кроме этого треск стартера может быть вызван разрядкой аккумуляторной батареи, плохим контактом двигателя с «массой», обрывом или замыканием обмотки реле стартера. 

Более подробно эти проблемы, диагностика и способы их решения рассмотрены в этом видео:

Видео: Почему трещит стартер? Полезный совет авто электрика!

Почему мотор издает треск на холодную?

Чаще всего треск в бензиновых и дизельных ДВС наблюдается из-за сильного износа цилиндро-поршневой группы (ЦПГ). Как правило, такая проблема возникает при пробеге автомобиля свыше 150–200 тыс. км. При значительной выработке ЦПГ увеличиваются тепловые зазоры клапанов, изнашиваются коренные вкладыши, на стенках цилиндров могут появляться задиры и нагар. Если износ несущественный, то после прогрева мотора посторонние звуки постепенно утихают и исчезают.

задиры в цилиндре и на поршне

Единственный способ устранить такие неисправности – выполнить текущий или капитальный ремонт двигателя, поменять изношенные детали. Для этого потребуется полная разборка ДВС, а в некоторых случаях даже его снятие с автомобиля. Очевидно, что в гаражных или уличных условиях такой ремонт выполнить затруднительно.

Также треск в моторе на холодную может возникать при таких неисправностях:

  • износ или повреждение гидрокомпенсаторов;
  • недостаточное давление в системе смазки, вызванное засорением масляного фильтра или применением слишком вязкого масла;
  • засорение сетки маслоприемника;
  • неисправность масляного насоса.

По мере прогрева двигателя масло становится более текучим и постепенно заполняет тонкие зазоры, в которые оно не может проникнуть в холодном состоянии. Если причина кроется в системе смазки, треск и стук на холодном двигателе будет кратковременным и исчезнет через 3–5 минут после запуска.

Непрерывный треск в моторе: возможные причины

Если двигатель продолжает трещать даже после полного прогрева, когда моторное масло достигло максимальной текучести, это свидетельствует о более серьезных неисправностях. В зависимости от характера поломки, шум может сопровождаться перерасходом топлива, заметным снижением мощности двигателя, выбросом густого дыма из выхлопной трубы, рывками и др. В таких случаях возможны следующие причины треска в двигателе после запуска:

  1. Сильная выработка подшипников КПП, коленчатого или распределительного вала;
  2. Люфт натяжного ролика ГРМ и износ его подшипника;
  3. Загрязнение фазовращателей в системе газораспределения;
  4. Дефекты или сильная выработка форсунок в топливной системе;
  5. Пробой изоляции высоковольтных проводов (сопровождается характерным треском от электрической искры);
  6. Неисправность высоковольтных катушек зажигания (также сопровождается треском от внутреннего искрения).

Трещит навесное оборудование на двигателе

Достаточно часто посторонние звуки возникают из-за неполадок помпы (водяного насоса), генератора, ГУР и других агрегатов, которые приводятся в движение коленвалом двигателя. Рассмотрим конкретные примеры.

автомобильная помпа с разрушенной крыльчаткой

  1. В помпе может повредиться крыльчатка, которая разгоняет охлаждающую жидкость по контуру. Осколки металлических лопастей задевают уцелевшую часть крыльчатки, создавая характерный треск.
  2. Аналогичная ситуация может возникнуть в работе гидроусилителя руля. В нем также присутствует крыльчатка, которая по тем или иным причинам может деформироваться, заклинить и разрушиться. Как и в случае с помпой, это будет сопровождаться металлическим треском или скрежетом.
  3. Генератор, компрессор кондиционера и гидроусилитель имеют в своей конструкции подшипники, которые со временем изнашиваются. При сильной выработке шарики или цилиндрические тела качения могут разрушаться, превращаясь в металлическую крошку. При вращении они вызывают резкий звук (скрежет или треск).

Такие поломки устраняются относительно легко, путем замены соответствующих деталей или агрегатов. Для их снятия не приходится разбирать мотор. Основная трудность заключается в том, чтобы правильно определить источник звука.

Как локализовать неисправность

Чтобы узнать характер и причину неисправности, необходимо определить место треска в двигателе. Без разборки ДВС и использования профессиональной диагностической аппаратуры это можно сделать только на слух. Например, если треск доносится из боковой части мотора, где располагается цепь газораспределительного механизма, то с высокой вероятностью причина кроется в ее износе. Растянутая цепь ГРМ может издавать сторонние звуки, такое часто наблюдается при пробеге свыше 100-150 тыс. км.

Также сбоку двигателя располагается навесное оборудование: компрессор кондиционера, генератор, помпа, насос гидроусилителя. Если неисправность заключается в одном из перечисленных механизмов, это можно легко определить на слух по направлению издаваемого звука.

Что делать, если слышен треск в моторе

Если посторонний звук доносится из самого мотора, потребуется комплексная диагностика ДВС. Если причина заключается в износе внутренних деталей мотора, то самостоятельно определить причину поломки не удастся, не разбирая двигатель и не имея соответствующего опыта.

Для самостоятельной разборки двигателя необходим соответствующий опыт. Чтобы выполнить эту процедуру, нужно соблюдать очередность выкручивания болтов ГБЦ, а при обратной сборке нужно затягивать их с определенным моментом (для этого нужен динамометрический ключ). Также может потребоваться замена прокладки ГБЦ, герметика и других компонентов. 


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы ВКонтакте
Adblock
detector