Устройство и эксплуатация автомобиля        31 июля 2022        12         0

Почему может заклинить двигатель?

Под заклиниванием двигателя следует понимать ненормальное, аварийное повышенное трение механизмов ДВС, делающее невозможным проворот мотора.

заклинивший мотор

Однако, в статье мы рассмотрим и другие причины затормаживания механизмов — не только из-за трения. Потому что нам важно понять:

  1. Почему двигатель перестал проворачиваться?
  2. Когда коленчатый вал проворачивается, невзирая на поломку?

Причины заклинивания двигателя

Детали мотора могут выйти из строя по разным причинам, а иногда внутрь попадает постороннее тело.

Пройдем по неисправностям, начиная с основных.

Двигатель клинит по шейке коленчатого вала

состояние коренных шеек после снятия коленвала

Причиной такого заклинивания агрегата бывает масляное голодание, либо низкое качество смазки, а также естественный износ шеек коленчатого вала (КВ), подшипников скольжения (вкладышей) КВ. В результате ухудшения условий смазки или полного отсутствия масляной пленки между вкладышем и шейкой, сопряженные детали контактируют непосредственно. Нагрузка на соединение очень велика, поэтому температура сухого трения быстро растет, вкладыш истирается, плавится, налипает на шейку КВ, и т. д.

Чаще других страдает наиболее нагруженная шейка коленвала. (Они загружены неравномерно).  Для 4-х цилиндровой силовой установки это обычно третий цилиндр.

Зазор в трущейся паре увеличивается, и шатун отзывается характерным стуком.  Если сразу не понять что случилось и продолжить поездку, рано или поздно коленвал заклинивает. Перегретая головка шатуна намертво обхватывает шейку вала.

Конкретными причинами ухудшения условий смазки являются:

  1. Низкое качество масла, несоответствие марки масла рекомендациям изготовителя, использования старого масла. Попадание в масло воды, охлаждающей жидкости и образование эмульсии или смешивание смазки с топливом;
  2. Засорение проходных отверстий масляной системы в т.ч. маслозаборной сетки, масляного фильтра, закоксовка механизмов.

Последствием является аварийный ремонт двигателя сравнимый по цене с капитальным. Но все может закончиться и заменой мотора.

Заклинивание цилиндро-поршневой группы

разрушенный поршень

Если вовремя не остановить перегревшийся агрегат, его может заклинить в трущейся паре цилиндр-поршень. При выходе из строя системы охлаждения тепло не успевает отводиться от поршневой группы. Поршень расширяется, и, наконец, трение между его направляющей частью и гильзой цилиндра становится непреодолимым.

Поршень оставляет глубокие задиры на поверхности гильзы и сам, в результате жесткого трения, приходит в совершенную негодность.  Заклинивший мотор требует замены ЦПГ, либо расточки цилиндров и замены поршней на поршни ремонтного (увеличенного) диаметра.

Среди причин перегрева:

  • недостаток охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе, воздушные пробки;
  • несоответствие ОЖ техническим требованиям;
  • отказ термостата;
  • засорение, накипь внутри системы или в радиаторе;
  • неисправность помпы или ее привода (обрыв ремня);
  • наружное загрязнение двигателя, радиатора;
  • выход из строя вентилятора.

Когда клин не помеха

В больших силовых установках грузовиков, дизель-генераторов, судовых машинах события могут развиваться по-другому. Тронк поршня ход за ходом все больше прихватывает в гильзе. Но многоцилиндровая машина, обладающая большой силой инерции, каждый раз преодолевает сопротивление. Наконец настает момент, когда поршень окончательно останавливается в нижней части, тогда движущийся вверх шатун разрывает поршень. Освободившийся от верхнего крепления шатун, или его обломок, начинает рушить все на своем пути и может выйти наружу, пробив стенку блока.

Обрыв ремня ГРМ

При обрыве ремня ГРМ мотор не клинит. Загибаются клапаны, либо страдают другие части газораспределительного механизма, и коленчатый вал проворачивается совсем легко.

Случай из практики

Один водитель обратился в ремонт в Петербурге, приехав прямиком из Мурманска. Ему нужно было провести техническое обслуживание, в том числе плановую замену ремня ГРМ. Приступили. Кожух ремня был сильно нагрет. Сняли. И под ним очень жарко. Ремень ГРМ на месте, но снаружи совершенно стального цвета, а на натяжном ролике появились цвета побежалости.

После разборки выяснилось, что подшипник ролика полностью заклинил. Он не вращался и ремень работал, скользя тыльной стороной по стали. Никаких посторонних звуков при этом двигатель не издавал. Неизвестно сколько проехал автомобиль по трассе, скорее всего, с хорошими оборотами, но ремень сточил с натяжника изрядный сектор. Ремешок при этом выдержал, а сам буквально пропитался железной пылью.

Итог — замена ремня и ролика, как и планировалось. Повезло.

Гидроудар

последствия гидроудра двигателя

Остановить агрегат может внезапно попавшая в цилиндр жидкость. Иногда это происходит во время ремонта. При разобранном топливопроводе в надпоршневое пространство случайно попадает топливо. Трещина в головке блока — причина проникновения антифриза в камеру сгорания и т. д. Последствия бывают разные. В лучшем случае мотор не проворачивается. Но если он сделал оборот, и маховик набрал инерцию, то возможна поломка. Когда машина с низко расположенным воздухозаборником влетает в водоем, поршень всасывает воду и на ходе вверх шатун сгибается в дугу — жидкость упирается в головку блока, а с другой стороны наваливается вся движущая сила двигателя.

Открутившийся крепеж

В зависимости от конструктивных особенностей случаи могут быть разные. Например, внутренний болт вывинчивается (плохо закрутили) и попадает в картер сцепления, а там под зубья маховика, и заклинивает коленвал, застряв между венцом маховика и колоколом.

Что делать, чтобы подобного не происходило

На этот вопрос постараемся ответить в порядке приведенных выше причин:

Чтобы не заклинил двигатель необходимо своевременно проходить техническое обслуживание, особенно масляный сервис. Применять масло в соответствии с инструкциями завода и с поправкой на пробег двигателя. Длительная поездка в жаркий день с жидким маслом в старом моторе может обернуться печальными последствиями. На жаре масло станет жидким как вода и не удержится в зазоре шатунного соединения.

Следите за уровнем антифриза и в процессе езды поглядывайте на показания приборов. К сожалению, на современных машинах температура охлаждающей жидкости зачастую отображается мелко. А надо бы на этот показатель, как и на давление масла, устанавливать и звуковую сигнализацию. Это технически не сложно.

Если вы сами ремонтируете машину, соблюдайте инструкции, своевременно меняйте ответственный крепеж. Иначе он может реально открутиться, оборваться. Не допускайте попадания любых жидкостей в цилиндры. Перед пуском после ремонта обязательно проворачивайте двигатель вручную.

Отдельно владельцам дизельных, бензиновых и газовых электрогенераторов:

Не допускайте попадания атмосферных осадков через выхлопную трубу. Проверяйте, чтобы заглушка, т. н. «хлопушка» была всегда закрыта. За зиму может набраться полный цилиндр и последовать гидроудар с загибом шатуна и разрывом гильзы.

Чтобы вовремя предотвратить заклинивание двигателя необходимо быстро сориентироваться в ситуации и заглушить ДВС, а для этого нужно  знать признаки заклинивания мотора:

  • коленчатый вал не проворачивается;
  • затрудненный поворот коленвала;
  • ненормальные звуки, стук;
  • падение мощности;
  • запах горелого масла, сцепления;
  • перегрев;
  • падение давления масла.

В заключении хочется отметить, что в приведенном выше жизненном примере избежать тяжелых последствий помогло не только везение. Владелец регулярно проходил ТО, и ремень ГРМ был в хорошем состоянии. Поэтому машина не подвела в критической ситуации.


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы ВКонтакте
Adblock
detector