Устройство и эксплуатация автомобиля        12 марта 2023        340         0

Почему дизельный двигатель дымит белым или сизым дымом?

Стереотип дизеля, как постоянно дымящего, стучащего двигателя давно в прошлом. Современный дизельный мотор, как и бензиновый, не производит дым. Вблизи выхлопной трубы можно заметить лишь колебание бесцветных струй отходящих газов.

дизельный двигатель дымит белым цветом

Однако, в зависимости от состояния мотора и погодных условий, выхлоп окрашивается не только в черный (топливный) цвет, но и в белый и синий цвета, либо их оттенки.

Белый выхлоп

Причиной выхлопа белого цвета дизельного мотора является вода, так или иначе, попадающая в цилиндры и выхлопную систему двигателя. Пути попадания воды и охлаждающей жидкости в мотор разные:

    1. Конденсат образуется на внутренних поверхностях деталей мотора во время стоянки в холодную и влажную погоду.
    2. Влага попадает в двигатель при преодолении водных преград, а также через вертикально расположенную выхлопную трубу. Последнее относится, как правило, к спецтехнике. Такое обильное всасывание воды грозит не только парением из выхлопной трубы, но и гидроударом. Жидкость, скопившаяся в цилиндре, при проворачивании двигателя ударяет в головку. Обычно удар приводит к изгибу шатуна и серьезному ремонту.
    3. Повышенное содержание воды в топливе приводит к тому, что дизель дымит белым выхлопом и после прогрева.
    4. Охлаждающая жидкость (ОЖ) поступает в камеры сгорания (КС) и в выхлопной тракт по причине негерметичности уплотнений и дефектов деталей. Наиболее распространенной неисправностью является течь прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ).   
    5. Топливовоздушная смесь, которая не воспламенилась в КС (например не работает один цилиндр), также дает беловатый выхлоп. Многие считают причиной такого “не воспламенения” и белого дымления неудовлетворительную работу свечей накаливания. Однако, они включаются лишь на несколько секунд во время пуска и далее в работе ДВС не участвуют. После запуска двигателя работа цилиндра с неисправной свечой быстро нормализуется.

Как показывает практика, белый дым, выходящий из трубы дизеля из-за конденсата, пропадает быстрей, чем в бензиновом авто.

Сизый выхлоп

Сизый дым от дизельного двигателя имеет масляную природу. Некоторые авторы статей о ДВС относят к его появлению и тяжелые фракции дизельного топлива.

сизый дым дизельного агрегата 

В разогретом двигателе масло, попадающее в камеру сгорания через цилиндропоршневую группу (ЦПГ), участвует в смесеобразовании и зачастую сгорает без следа. Оно горит вместе с соляркой, и способно повысить обороты двигателя. Так происходит при конечном износе дизельного мотора. Смазка, обильно поступающая в цилиндры, раскручивает коленчатый вал до запредельных оборотов, что может закончиться разрушением ДВС. Говорят: «дизель пошел вразнос».

Маслосъемные колпачки

Наиболее явственно сизое дымление заметно при неисправных маслосъемных колпачках. Эти сальники клапанов устанавливаются на направляющие втулки клапанов и охватывают штоки последних. Они препятствуют стеканию жидкости из ГБЦ на тарелки клапанов. Из-за высокой температуры резиновые детали теряют эластичность, «дубеют». Под действием возвратно-поступательного движения штоков, они стираются. Изнашиваются сами клапаны и их втулки. Когда клапан начинает шататься, он разбивает маслосъемный колпачок. 

Густой сизый дым можно объяснить тем, что масло попадает в КС по относительно холодному выпускному клапану. Другая часть смазки попадает на раскаленную как сковородка тарелку выпускного клапана, но не стекает в цилиндр, а дымясь, вылетает в трубу.

Дымление наблюдается при перегазовках, трогании с места, переключении передач, разгоне и сопровождается повышенным расходом масла.

Турбодизель

Применение турбонаддува позволяет радикально увеличивать мощность автомобильных дизелей, практически сохраняя их габариты. Конструкция машины при этом усложняется. Турбонагнетатель по истечению срока службы становится причиной масляного расхода и сизого дыма из выхлопной трубы. К этому узлу масло подводится под давлением из масляной системы двигателя. Когда уплотнения перестают справляться с удержанием смазки, она устремляется в выпускной тракт.

Низкая нагрузка

Даже новый ДВС расходует масло. Просто расход этот практически не заметен. Масло, оставшееся на стенках цилиндра сгорает без следа. Однако, на холостых оборотах температура в КС мала, и смазочная жидкость не сгорает. Она задерживается в выпускной системе, и машина начинает дымить синим. Ситуация эта хорошо знакома владельцам дизель-генераторов. Агрегаты могут годами стоять в резерве. Их запускают только в дни проведения ТО на холостых оборотах. Увидев черные подтеки из турбины, кто-то начинает бить тревогу. Проблема обычно решается «прожигом» дизеля. Часа работы машины на хорошей нагрузке хватает, чтобы выжечь вредоносные отложения.

Оттенки, нюансы

Выхлоп дизеля необязательно имеет четко выраженный цвет. Оттенки его бывают разными. Например, если мотор не сразу запустился, в цилиндры попало масло, охлаждающая жидкость (ОЖ). Форсунки впрыснули несколько порций топлива. Оно осталось на днищах поршней, на поршневых кольцах. После запуска некоторое время наблюдается не только белый, но и серо-сизый выхлоп дизеля. 

лист бумаги возле выхлопной трубы для определения масла

В белом дыме могут также содержаться и масляные частицы. Но его облако более густое и имеет характерный запах. Дым с содержанием масла менее летуч, он дольше висит в воздухе. Чтобы убедиться в отсутствии масляных включений к выхлопной трубе подносят лист белой бумаги. О наличии смазки говорят масляные следы, остающиеся на нем. При диагностике необходимо учитывать и другие показатели. Первейшими являются снижение/повышение уровней масла и ОЖ, увеличение расхода топлива.

Последствия дымного выхлопа

При обнаружении неисправности ее надо как можно быстрее устранять. Запущенная «болезнь» развивается. Например:

  1. Утечка антифриза через прокладку ГБЦ в цилиндр опасна нарушением работы системы охлаждения, перегревом. Со временем течь растет и ОЖ устремляется в масло. Образовавшаяся смесь (эмульсия) недопустима к применению в качестве смазки, угрожает выходу из строя коленчатого вала.
  2. Трещины в головке и блоке цилиндров также увеличиваются. Это приводит к необходимости замены дорогостоящих деталей.
  3. Избыток масла в камере сгорания на выхлопе приводит к закоксовке ЦПГ, дальнейшему росту расхода масла, топлива, стукам, потери компрессии. 
  4. Нагар на клапанах не только создает дополнительное сопротивление воздуху и газам. Тарелки клапанов, покрытые густой «шубой», теряют герметичность. Нагар на выпускном клапане раскаляется, горячие газы сквозят в приоткрытую щель. Клапан не охлаждается и прогорает. Обычно страдает и седло клапана, что выливается в ремонт головки блока.

В заключении

Выводы из вышесказанного ожидаемые, даже банальные. При появлении у дизеля дымности белого и сизого цвета, впрочем, как и черного, нужно по возможности быстрее провести диагностику, принять соответствующие меры. Это может быть раскоксовка мотора без разборки, и несложный «прожиг», и замена маслосъемных колпачков, и капитальный ремонт двигателя. 

Ремонт необходимо провести в полном соответствии с технической документацией завода, с применением качественных запчастей и материалов.       


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы ВКонтакте
Adblock
detector