Содержание статьи
Если автомобиль исправен, в салоне не должно пахнуть ничем, кроме салонной обивки и ароматизаторов. Когда в машине появляются нетипичные запахи, это зачастую свидетельствует о поломках. Особенно критично, когда в салоне пахнет горелым маслом. Это указывает на проблемы в системе смазки двигателя или коробки передач. Если вовремя не отреагировать на такие симптомы, уровень масла в моторе или КПП может снизиться, что чревато масляным голоданием и дорогостоящим капремонтом. Чтобы не допустить таких ситуаций, нужно знать, как диагностировать и устранять подобные неисправности.
Как запах масла проникает в салон
Запах масла может наблюдаться как внутри машины, так и в подкапотном пространстве или в выхлопных газах. Масляные испарения и дым попадают в салон несколькими путями:
- через педальный узел;
- сквозь тоннель, в котором расположен трос рычага КПП;
- через дверные уплотнители;
- через воздуховоды салонного отопителя и кондиционера.
В некоторых случаях запах масла из подкапотного пространства может не ощущаться. Он может исходить от элементов трансмиссии, расположенных под днищем машины (особенно в автомобилях с задним или полным приводом), а также из деталей системы выхлопа. Чтобы локализовать проблемную зону, нужно осматривать машину на эстакаде, подъемнике или смотровой яме, а не только под капотом.
Почему в салоне пахнет горелым маслом
Существует множество причин, по которым может наблюдаться запах горелого масла в машине. Рассмотрим наиболее распространенные случаи.
- Износ сальников. Сальниковые уплотнители, которые располагаются в местах крепления распределительного и коленчатого вала со временем трескаются и начинают пропускать масло. Жидкость попадает на горячие наружные части корпуса ДВС сквозь поврежденные уплотнители, после чего происходит ее угорание и выделение резкого запаха.
- Низкий уровень масла. Смазочная жидкость частично выполняет функцию теплоносителя. Циркулируя по системе смазки, она охлаждает нагретые части двигателя и переносит тепло в менее нагретые зоны (например, в поддон). Если в ДВС слишком мало моторного масла, оно будет более интенсивно угорать. Из-за низкого уровня смазочная жидкость не будет попадать на отдельные детали в верхней части двигателя, вследствие чего они будут сильнее греться.
- Повреждение прокладок. Уплотнения ГБЦ и клапанной крышки могут потрескаться из-за физического износа или неправильной затяжки болтов. Из-за этого происходит разгерметизация системы смазки и возникает запах жженого масла.
Запах жженого масла снаружи автомобиля: возможные причины
В некоторых случаях можно заметить запах масла снаружи машины. Например, его можно ощутить при прогреве автомобиля или при погрузке вещей в багажник, когда двигатель заведен. В такой ситуации нужно определить, из какой части машины запах ощущается наиболее отчетливо – из передней или задней. Если масляный запах доносится из-под капота, возможны такие причины:
- Попадание смазки на двигатель. Во время техобслуживания можно случайно пролить смазочную жидкость на головку блока цилиндров. Это можно определить по следам замасливания рядом с заливной горловиной. Когда мотор нагревается, масло испаряется и подгорает, что сопровождается характерным запахом.
- Неисправность ГУР. В гидроусилителях используются трансмиссионные масла – например, ATF. Новая жидкость не имеет резкого запаха, но при длительной эксплуатации она мутнеет, теряет свойства и начинает неприятно пахнуть. Если обнаружился запах горелого, но гидроусилитель исправно работает и не издает сторонних шумов, достаточно лишь заменить старую жидкость.
- Засорение сапуна. Масляный сапун отвечает за сброс избыточного давления из системы вентиляции двигателя. Если он забит, давление будет нарастать, повреждая прокладки и уплотнения. Это может сопровождаться запахом сгоревшей смазки, поскольку жидкость будет попадать на горячие детали двигателя. Для устранения поломки нужно почистить или заменить сапун.
Выхлопные газы пахнут горелым маслом: основные причины
Если запах наблюдается в задней части автомобиля, то его источником являются выхлопные газы. Смазочная жидкость может попадать в систему выпуска несколькими способами. Во-первых, масло может сгорать в турбине, если она неисправна. Во-вторых, масляные пары могут попадать в двигатель через дроссельную заслонку – например, если на нее пролили масло при техобслуживании или испачкали грязными замасленными руками. В-третьих, возможна протечка смазочной жидкости в камеру сгорания через расширенные зазоры в цилиндрах. В этом случае наблюдается запах гари в выхлопном дыме, а сами выхлопы обретают сизый или синий цвет. Если проблема вызвана износом цилиндро-поршневой группы, возможны два способа решения проблемы: регулировка зазоров или переход на более вязкое масло.
Причины появления запаха трансмиссионного масла
Если осмотр двигателя не дал результатов, а уровень моторного масла практически не меняется, то, вероятнее всего, причина кроется в трансмиссии. Трансмиссионное масло присутствует в КПП, раздаточной коробке (РК) и редукторе, а в автомобилях с задним и полным приводом – также в мостах и дифференциалах. Во время движения все эти узлы нагреваются, но в разной степени. Мосты и дифференциалы не подвергаются столь высоким температурам при которых может происходить угорание масла. Наибольшему нагреву подвержены КПП, редукторы и РК.
Для диагностики необходимо обеспечить доступ к днищу машины. Для этого автомобиль следует разместить на яме, гидравлическом подъемнике или эстакаде. Если в коробке передач, раздаточной коробки или редукторном узле присутствует течь, ее можно легко обнаружить по масляным потекам. При обнаружении утечки нужно заменить поврежденные уплотнения и восстановить герметичность агрегата. После этого необходимо долить недостающее количество трансмиссионного масла или заменить его. В последующие дни следует периодически проводить осмотр на предмет отсутствия повторных утечек.
Какие поломки можно устранить своими руками
Некоторые виды неисправностей можно устранить самостоятельно, не посещая автосервис. Рассмотрим несколько примеров.
- Если ощущается запах масла в салоне, но на двигателе и КПП нет масляных потеков, нужно проследить за уровнем смазочной жидкости на щупе. Если он убывает медленно и практически незаметно (например, на 1 мм через каждые 500–1000 км), проблему можно решить переходом на смазку повышенной вязкости. Например вместо 5W-30 можно использовать 5W-40. В данном случае важен числовой индекс в правой, а не в левой части маркировки.
- Если присутствуют следы масла в местах установки свечей зажигания (например, из-за случайного проливания при замене), их необходимо выкрутить и тщательно протереть. Также нужно очистить внутренние поверхности свечных шахт. Они достаточно узкие и глубокие, поэтому для чистки нужно применять тонкий и длинный предмет, обмотанный тканью без ворса. Для этого можно использовать отвертку подходящей длины, удлинитель для трещотки или другое приспособление.
- Если характерный запах возник из-за низкого уровня смазочной жидкости в двигателе (что легко определяется с помощью щупа), достаточно долить в мотор недостающий объем масла. Важно, чтобы доливаемый и ранее залитый материал имели одинаковую маркировку по SAE, API и ACEA.
В остальных случаях, когда появление масляного запаха вызвано износом или поломками внутренних деталей ДВС, турбины или КПП, ремонт лучше доверить профессионалам. Разборка этих агрегатов требует соответствующих навыков и опыта, поэтому без должной подготовки лучше не заниматься самодеятельностью.