Содержание статьи
Многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда возникает свистящий звук в машине при работе кондиционера. В некоторых случаях это нормально – например, в дождливую погоду, когда мокрый ремень может периодически проскальзывать на шкиве. Если такое наблюдается регулярно и независимо от погоды, необходимо выполнять проверку и принять соответствующие меры.
Причины свиста ремня кондиционера
Чаще всего свист ремня при включении автокондиционера возникает по трем причинам.
- Недостаточная натяжка. Ременной привод должен быть правильно натянут. Недостаточное натяжение приведет к проскальзыванию и свисту, а чрезмерная перетяжка – к обрыву ремня и избыточной нагрузке на валы и подшипники.
- Нарушение соосности шкивов. Такое возможно при использовании несовместимых деталей или их неправильной установке. Если ремень перекошен, его боковые части будут постоянно тереться о реборды, вызывая свист.
- Попадание сторонних веществ. На ремень могут случайно попасть капли моторного масла, антифриза или тормозной жидкости. Чаще всего это происходит из-за неаккуратных действий при техобслуживании автомобиля.
Почему свистит муфта кондиционера
В отличие от ремня, электромагнитная муфта в большинстве случаев издает не периодический, а постоянный свист. Нередко сторонние звуки наблюдаются при увеличении оборотов, тогда как на холостом ходу они вовсе не возникают или становятся едва слышными.
Подтверждением неисправности подшипника муфты может быть отсутствие шума в кондиционере авто при включении климат-контроля на оборотах 800–1000 об/мин, но при повышении до 1500–2000 об/мин или более этот звук появляется или становится громче. Основной причиной этого является низкое качество, износ или неправильная установка подшипника электромагнитной муфты кондиционера.
Причины шума компрессора автокондиционера
Помимо характерного свиста, неисправный кондиционер может издавать другой шум – металлический скрежет, гул или шелест. Такие звуки не связаны с приводным ремнем. Чаще всего они наблюдаются при поломках компрессора. Это можно проверить самостоятельно. Необходимо выполнить следующие действия.
- Запустить двигатель автомобиля.
- Включить систему кондиционирования с помощью кнопки в салоне.
- Затянуть ручной тормоз, чтобы машина не укатилась.
- Открыть крышку капота и прислушаться к месту, где расположен компрессор.
Регулятор температуры в салоне машины следует заранее установить в минимальное положение. Дело в том, что компрессор в процессе работы периодически включается и отключается (подобно тому, как работают обычные бытовые холодильники). Если он не выставлен на самую низкую температуру, кондиционер будет чаще отключаться из-за планового срабатывания электромагнитной муфты. Соответственно, водитель может не услышать звук, указывающий на неисправность компрессорного агрегата.
Если при включенном автокондиционере слышно гудение, скрежет или другие звуки, издаваемые компрессором, это указывает на износ или поломку данного узла. В некоторых случаях это наблюдается из-за выработки подшипника. Во многих моделях автомобилей эти детали можно менять без замены всего компрессора в сборе. Если проблема связана с внутренними узлами компрессора, скорее всего, весь механизм придется менять. Точную причину можно узнать только после снятия и осмотра этого агрегата. Его состояние можно предварительно оценить по поведению вала, на котором закреплен шкив – если в нем присутствует люфт, это с высокой вероятностью указывает на износ подшипника.
Возможные последствия
В разных моделях автомобилей используются разные схемы ременных передач. В одних машинах компрессоры кондиционеров оснащаются отдельными ремнями. Их обрыв практически не сказывается на работе других агрегатов – например, помпы, генератора или насоса гидроусилителя. В других автомобилях могут применяться общие ременные передачи. В таких моделях один и тот же ремень передает вращательный момент от коленвала двигателя одновременно на несколько агрегатов – на генератор, компрессор, водяной насос или ГУР. Поэтому при обрыве ременной передачи перестают работать все соответствующие механизмы.
Если наблюдается свист от кондиционера в машине с раздельными ременными передачами, можно продолжать движение, но при первой возможности следует проверить натяжение ремня или состояние подшипника в компрессоре. Игнорирование этого симптома может приводить к двум последствиям. Первое – из-за частого проскальзывания ремень перетрется и оборвется, вследствие чего перестанет работать система кондиционирования. Второе – в компрессоре может заклинить изношенный подшипник, что приведет к блокировке шкива. При сильной натяжке ремня это приведет к тому, что коленвал двигателя не сможет вращаться. Соответственно, мотор заглохнет, или его не удастся завести.
Если в машине используется общая ременная передача для генератора, помпы, кондиционера и др., свист ремня будет иметь более серьезные последствия. Во-первых, при его проскальзывании кратковременно перестают функционировать смежные узлы, которые работают от одного ремня. Например, из-за временной остановки генератора могут возникать перепады напряжения в бортовой электросети. Во-вторых, обрыв ременной передачи приведет к отказу помпы (она перестанет прокачивать антифриз по системе охлаждения), генератора (это приведет к быстрому разряду АКБ) или гидроусилителя (водителю станет сложнее вращать руль). Владельцы таких автомобилей должны без промедлений реагировать на свист муфты кондиционера или ремня.
Заключение
В большинстве случаев свист автокондиционера наблюдается из-за ослабевания ремня. Если он новый, необходимо правильно натянуть его, руководствуясь инструкцией к автомобилю. Если ремень прослужил более 60–80 тыс. км, он может быть растянутым из-за естественного износа, и его следует заменить.