Содержание статьи
Умеренное кипение АКБ (автомобильной кислотной батареи) является нормальным процессом при зарядке аккумулятора, поскольку при прохождении зарядного тока происходит электролиз, сопровождающийся выделением газов. Это наблюдается как при зарядке снятого аккумулятора от специального блока питания, так и при штатной подзарядке от генератора, когда заведен двигатель. Но в некоторых случаях этот процесс происходит слишком интенсивно, что может привести к взрыву батареи и вывести ее из строя. К таким ситуациям нужно быть готовым, чтобы вовремя принять необходимые меры.
Что происходит при закипании аккумулятора
Кипение аккумуляторного электролита может быть физическим или химическим. В первом случае подразумевается тот же процесс, который происходит при кипении воды. Когда жидкость нагревается до определенной температуры, в ней начинается интенсивное газообразование, что сопровождается образованием пузырьков. В случае с автомобильными аккумуляторами такое происходит крайне редко, поскольку для физического закипания АКБ нужна достаточно высокая температура. Серная кислота в чистом виде с плотностью 1,83 г/см3 закипает при +337 °C, а чистая дистиллированная вода – при +100 °C. В аккумуляторном электролите эти вещества смешаны в определенных пропорциях, при которых он закипает на отметке +113 °C.
Гораздо чаще происходит химическое кипение. Такой процесс может происходить при более низких температурах, даже в морозную погоду. В этом случае образование газовых пузырьков происходит не из-за нагрева, а из-за электролиза. Когда через пластины аккумулятора проходит зарядный ток, вода в электролите начинает расщепляться на водород и кислород. Это приводит к характерному шипению аккумулятора и появлению пузырей, которые можно увидеть при снятии пробок с аккумуляторных банок.
Химическое кипение не опасно, если этот процесс происходит при нормальном зарядном токе. Но при некоторых поломках ток зарядки может оказаться завышенным, и электролиз будет происходить с большей интенсивностью, а в АКБ будет выделяться больше газа, что приведет к росту внутреннего давления.
Как понять, что закипел электролит в АКБ
Кипение АКБ проще всего заметить, когда батарея снята с машины и заряжается от блока питания. Это отчетливо заметно в тихом закрытом помещении. Если батарея исправна и обслужена, характерное шипение и бульканье начнет проявляться через 2–3 часа с момента начала зарядки. В нормальных условиях эти звуки будут достаточно тихими, их можно услышать только в непосредственной близости к АКБ.
Во многих автоаккумуляторах имеются специальные пробки для обслуживания банок. Их выкручивают при проверке плотности электролита с помощью ареометра, а также для доливки серной кислоты или дистиллированной воды. Если в процессе зарядки снять эти пробки, внутри можно заметить образование пузырей. Чтобы пары электролита не навредили глазам, во время осмотра или обслуживания АКБ следует использовать специальные очки.
Если аккумулятор кипит слишком бурно, звук бурления будет слышен даже на фоне внешних уличных шумов. Если приложить руку к корпусу батареи, можно ощутить даже колебания, а сама батарея будет теплой или горячей на ощупь. Такое возможно при неисправности АКБ или слишком большом зарядном токе. Он не должен превышать 0,1С, где С – емкость батареи. Например, аккумулятор на 60 А*час не следует заряжать блоком питания, который выдает более 6 ампер.
Существуют также специфичные признаки кипения аккумулятора, которые могут проявляться непосредственно во время езды.
- Запах электролита. Интенсивное кипение электролита сопровождается выделением большого количества газа. Кислотные пары могут вырываться наружу через пробки на АКБ, что сопровождается характерным запахом, который может ощущаться даже в салоне.
- Повышенное напряжение. В некоторых автомобилях напряжение АКБ выводится на приборную панель. Также многие водители пользуются зарядными устройствами для смартфонов, которые подключаются к прикуривателю и могут отображать напряжение аккумулятора. В нормальных условиях этот показатель не должен превышать 14,5 В при заведенном двигателе.
- Некорректная работа электрооборудования. Когда аккумулятор подвергается сильной сульфатации, он теряет емкость и сильнее кипит. Напряжение на нем падает, и чтобы нормализовать его, генератор отдает на АКБ больше ампер, тем самым лишь усиливая ее кипение. Соответственно, на остальные электроприборы отдается меньший ток. Это сопровождается морганием фар, снижением их яркости, вялыми и медленными движениями щеток стеклоочистителя при заведенном моторе.
Причины закипания аккумулятора
Интенсивное кипение АКБ, при котором происходит слишком сильное газообразование в банках, может наблюдаться по нескольким причинам:
- Перезаряд. В процессе зарядки напряжение на клеммах не должно превышать 14,3 В. При большем напряжении возрастает сила зарядного тока, и этот показатель может превысить 0,1С. Чаще всего перезаряд происходит при поломке реле-регулятора или использовании некачественного зарядного устройства.
- Заводской брак АКБ. Возможны ситуации, когда из-за производственного брака фактическая емкость аккумулятора может быть значительно ниже номинальной. Например, на этикетке батареи указывается 60 А*час, а реальное значение – всего 25 А*час. При этом зарядный ток будет составлять 0,24С вместо расчетных 0,1С.
- Замыкание банок. Это характерно для старых или некачественных батарей. Короткое замыкание между пластинами приводит к отказу одной или нескольких банок, и они перестают накапливать заряд. Штатные 14,3 В распределяются уже не между шестью, а, например, между пятью банками. Напряжение на каждом отдельном элементе становится выше, что усиливает кипение электролита в них.
- Переполюсовка. Это означает неправильное подсоединение клемм при зарядке АКБ, когда плюс зарядного устройства подключается к минусу батареи, и наоборот. Полярность аккумулятора меняется, и он может закипеть не только при зарядке, но и при дальнейшей установке в авто.
К чему приводит кипение аккумуляторного электролита
Кипение АКБ может приводить к различным последствиям. Во-первых, из-за изменения состава электролита уменьшается емкость батареи. При этом может увеличиваться зарядный ток, что повышает нагрузку на генератор и реле-регулятор. Во-вторых, обильное испарение серной кислоты вызывает коррозию аккумуляторных клемм. В-третьих, при интенсивном кипении может произойти замыкание и разрушение пластин. Это опасно взрывом АКБ и попаданием электролита на кузовные части, что вызовет коррозию металла.
Как предотвратить кипение АКБ
Чтобы избежать закипания аккумулятора, следует регулярно выполнять следующие процедуры.
- осматривать клеммы АКБ на предмет отсутствия белого или зеленого налета;
- проверять плотность электролита ареометром, при необходимости доливать дистиллированную воду;
- с помощью мультиметра контролировать напряжение аккумулятора при заведенном моторе, оно должно быть в пределах 13,5–14,5 В;
- 1–2 раза в год подзаряжать аккумулятор, используя качественное зарядное устройство с автоматической регулировкой тока.
Что делать, если батарея кипит во время движения
Если в процессе езды аккумулятор закипел, то следует заглушить двигатель, открыть капот и проветрить подкапотное пространство. Откручивать пробки на банках можно только после остывания батареи. Если имеется ареометр, нужно проверить плотность электролита в банках и при необходимости долить дистиллированной воды, чтобы довести этот показатель до 1,25–1,3 г/см3. При отсутствии воды и ареометра следует доехать до ближайшей АЗС или автосервиса, периодически останавливаясь, чтобы охладить батарею.
Также следует проверить напряжение на клеммах при заведенном моторе. Если оно выше 14,5 В, батарея кипит из-за перезаряда. В этом случае можно отсоединить провод генератора и ехать к АЗС или СТО на остаточном заряде аккумулятора. Если батарея заряжена, накопленной энергии хватит на 1–2 часа езды.
Вывод
Чаще всего кипение АКБ происходит из-за отсутствия должного ухода и обслуживания. Во избежание таких ситуаций нужно не только следить за состоянием батареи, но и вовремя устранять поломки бортовой электросети автомобиля, в частности генератора и реле-регулятора.