Содержание статьи
Ухудшение управляемости снижает безопасность эксплуатации автомобиля. Одной из вероятных причин того, что машина стала плохо слушаться руля, является люфт в системе рулевого привода. На первых порах он может быть незначительным, но раз появившись, начинает постепенно увеличиваться, превращаясь в серьёзную проблему. Если своевременно не принять меры, то в один не очень прекрасный момент может оказаться, что люфт на руле сделал автомобиль неуправляемым. Следствием потери управляемости неизбежно становятся дорожно-транспортные происшествия.
Немного теории
Система рулевого управления автомобиля состоит из многих деталей, имеющих ограниченный ресурс и нуждающихся в регулярном обслуживании. Ухода требуют:
- рулевая колонка;
- редуктор, превращающий вращательное движение в возвратно-поступательное;
- компоненты гидроусилителя руля;
- тяги и их наконечники.
Соблюдение норм технического регламента позволяет продлить срок службы этих комплектующих. Но не только перечисленные детали и узлы способны оказаться виновниками появления люфта в рулевом управлении автомобиля. Влияние оказывает и износ деталей подвески:
- шкворней или шаровых опор;
- опорных подшипников;
- амортизационных стоек;
- втулок и сайлентблоков.
Определить точные причины люфта в рулевом управлении удаётся лишь после проведения всесторонней диагностики.
При наличии гидроусилителя руля первичную диагностику выполняют с включённым двигателем. Для проверки транспортное средство устанавливают на ровной, без уклонов, площадке с твёрдым и не скользким покрытием. После этого:
- Налипшую на протекторы грязь (если таковая имеется) удаляют, чтобы исключить возможность искажений при проведении замеров.
- На рулевом колесе закрепляют люфтомер – специальный прибор, который может быть как механическим, так и электронным.
- Руль устанавливают в центральное положение, после чего поворачивают сначала влево, а затем вправо, до момента начала движения колёс. Угол, полученный в ходе проведения замеров, принято называть суммарным люфтом.
Согласно требованиям технического регламента Таможенного союза, действующим на территории Российской Федерации, суммарный люфт рулевого колеса (в градусах) не должен превышать:
- Легковые автомобили – 10.
- Автобусы – 20.
- Грузовики – 25.
Превышение этих пределов говорит о наличие поломки. Но мало определить люфт на руле. Нужно обнаружить и устранить причину его появления. Для этого переходят к следующим этапам диагностики.
Обнаружение и устранение поломок
Начать следует с проверки состояния подвески, неисправные компоненты которой, как уже было сказано выше, могут стать причиной увеличения свободного хода рулевого колеса. В первую очередь следует уделить внимание состоянию шаровых опор или шкворней. Если какие-то детали вышли из строя, прежде чем продолжать обследование, их придётся заменить. Лишь после этого можно будет перейти к следующим этапам диагностики. Будет необходимо проверить состояние:
- крестовин рулевой колонки (если имеются);
- шлицов на валах колонки;
- рулевого редуктора, с учётом особенностей его конструкции;
- тяг и наконечников.
Также следует убедиться в том, что рулевое колесо затянуто с нужным усилием. О каждой из выполняемых проверок имеет смысл поговорить подробнее.
Диагностика и ремонт крестовин
Выход крестовин из строя чаще всего связан с поломкой игольчатых подшипников. Неисправность удаётся обнаружить визуально, вращая рулевое колесо под нагрузкой. В зависимости от характера повреждений и предусмотренной производителем технологии ремонта, крестовину меняют целиком, или ограничиваются заменой подшипников.
Проверка шлицевых соединений
Если при покачивании рулём в районе рулевой колонки слышен глухой стук, то велика вероятность того, что шлицевые соединения сильно изношены. Тем не менее, для подтверждения гипотезы необходимо демонтировать узел и произвести тщательный осмотр шлицов, предварительно удалив с них смазку. Поскольку восстановление неисправных деталей возможно лишь в заводских условиях, они подлежат замене.
Диагностика, регулировка и ремонт редуктора
Здесь, прежде всего, необходимо принять во внимание, что на автомобилях устанавливаются рулевые редукторы разных типов:
- На легковых машинах чаще всего встречаются механизмы, в конструкции которых используется зубчатая рейка. Некоторые производители предусматривают возможность регулировки редуктора за счёт вращения регулировочного винта. В этом случае достаточно подтянуть винт, чтобы устранить избыточный люфт в рулевом механизме. Если система регулировки отсутствует, рейку приходится менять.
- На грузовиках и автобусах большее распространение получили червячные и винтовые редукторы, в конструкции которых предусмотрена возможность корректировки свободного хода. Порядок проведения регулировочных работ прописан в техническом регламенте, учитывающем особенности устройства транспортного средства. Если регулировка не дала желаемых результатов, неисправный узел придётся отремонтировать или заменить.
Чаще всего замена становится единственно возможным выходом. Это связано с тем, что для ремонта редукторов любых типов требуется специальное оборудование, которое не всегда имеется даже в распоряжении хорошо оснащённых сервисных центров, а также специфические детали и материалы, редко встречающиеся в открытой продаже.
Проверка рулевых тяг и наконечников
В зависимости от типа и особенностей конструкции редуктора количество тяг может быть различным. На автомобилях с зубчатой рейкой их, как правило, две. На машинах с червячными или роликовыми редукторами устанавливается рулевая трапеция (её ещё называют трапецией Жанто), состоящая из трёх, а иногда и более тяг, присоединённых к сошке и маятника, играющего роль второй точки опоры.
Все перечисленные детали, а также закреплённые на тягах наконечники, могут получить механические повреждения или разрушиться под воздействием коррозии. Для обнаружения неисправностей необходимо:
- Установить автомобиль на смотровую яму или подъёмник.
- Произвести визуальный осмотр деталей. Погнутые или сильно повреждённые коррозией тяги, а также порванные или потерявшие эластичность пыльники подлежат замене.
- Убедиться в том, что установленные на тягах регулировочные соединения затянуты как следует.
- Создать дополнительную нагрузку на втулки или опорные подшипники маятника (если таковой имеется) с помощью монтировки. Такое воздействие даст возможность обнаружить износ комплектующих.
- Освободить резьбовые концы наконечников из мест крепления. Это необходимо, поскольку длительное время находящиеся в одном положении шарниры может закусить, что не позволит обнаружить люфт. В свободном состоянии исправные наконечники должны, с некоторым усилием, перемещаться в любом направлении, и не иметь люфтов.
Ремонт всех перечисленных компонентов считается нецелесообразным. Вышедшие из строя детали подлежат замене. После завершения работ необходимо, в обязательном порядке, проверить и отрегулировать сход-развал.
Проверка затяжки рулевого колеса
Для проведения диагностики требуется динамометрический ключ и данные по усилию затяжки, указанные производителем в техническом регламенте. Если гайка ослабла, её следует подтянуть.
Заключение
Устранение люфта в рулевом управлении – сложная задача, справиться с которой могут только хорошо подготовленные специалисты, имеющие в своём распоряжении необходимые инструменты и оборудование. Если поблизости нет стенда регулировки сход-развала, лучше сразу отправиться в ближайший сервисный центр. В противном случае даже несколько километров пути на машине с неправильно выставленными развалом и схождением могут свести на нет все ваши усилия по ремонту автомобиля. И тогда всё придётся начинать сначала.