Устройство и эксплуатация автомобиля        23 октября 2022        56         0

Рулевой люфт автомобиля

Ухудшение управляемости снижает безопасность эксплуатации автомобиля. Одной из вероятных причин того, что машина стала плохо слушаться руля, является люфт в системе рулевого привода. На первых порах он может быть незначительным, но раз появившись, начинает постепенно увеличиваться, превращаясь в серьёзную проблему. Если своевременно не принять меры, то в один не очень прекрасный момент может оказаться, что люфт на руле сделал автомобиль неуправляемым. Следствием потери управляемости неизбежно становятся дорожно-транспортные происшествия.

люфт на руле

 

Немного теории

Система рулевого управления автомобиля состоит из многих деталей, имеющих ограниченный ресурс и нуждающихся в регулярном обслуживании. Ухода требуют:

  • рулевая колонка;
  • редуктор, превращающий вращательное движение в возвратно-поступательное;
  • компоненты гидроусилителя руля;
  • тяги и их наконечники.

Соблюдение норм технического регламента позволяет продлить срок службы этих комплектующих. Но не только перечисленные детали и узлы способны оказаться виновниками появления люфта в рулевом управлении автомобиля. Влияние оказывает и износ деталей подвески:

  • шкворней или шаровых опор;
  • опорных подшипников;
  • амортизационных стоек;
  • втулок и сайлентблоков.

Определить точные причины люфта в рулевом управлении удаётся лишь после проведения всесторонней диагностики.

замер люфта на руле

При наличии гидроусилителя руля первичную диагностику выполняют с включённым двигателем. Для проверки транспортное средство устанавливают на ровной, без уклонов, площадке с твёрдым и не скользким покрытием. После этого:

  1. Налипшую на протекторы грязь (если таковая имеется) удаляют, чтобы исключить возможность искажений при проведении замеров.
  2. На рулевом колесе закрепляют люфтомер – специальный прибор, который может быть как механическим, так и электронным.
  3. Руль устанавливают в центральное положение, после чего поворачивают сначала влево, а затем вправо, до момента начала движения колёс. Угол, полученный в ходе проведения замеров, принято называть суммарным люфтом.

норма люфта на руле

Согласно требованиям технического регламента Таможенного союза, действующим на территории Российской Федерации, суммарный люфт рулевого колеса (в градусах) не должен превышать:

  1. Легковые автомобили – 10.
  2. Автобусы – 20.
  3. Грузовики – 25.

Превышение этих пределов говорит о наличие поломки. Но мало определить люфт на руле. Нужно обнаружить и устранить причину его появления. Для этого переходят к следующим этапам диагностики.

Обнаружение и устранение поломок

Начать следует с проверки состояния подвески, неисправные компоненты которой, как уже было сказано выше, могут стать причиной увеличения свободного хода рулевого колеса. В первую очередь следует уделить внимание состоянию шаровых опор или шкворней. Если какие-то детали вышли из строя, прежде чем продолжать обследование, их придётся заменить. Лишь после этого можно будет перейти к следующим этапам диагностики. Будет необходимо проверить состояние:

  • крестовин рулевой колонки (если имеются);
  • шлицов на валах колонки;
  • рулевого редуктора, с учётом особенностей его конструкции;
  • тяг и наконечников.

Также следует убедиться в том, что рулевое колесо затянуто с нужным усилием. О каждой из выполняемых проверок имеет смысл поговорить подробнее.

рулевая тяга и наконечник

Диагностика и ремонт крестовин

Выход крестовин из строя чаще всего связан с поломкой игольчатых подшипников. Неисправность удаётся обнаружить визуально, вращая рулевое колесо под нагрузкой. В зависимости от характера повреждений и предусмотренной производителем технологии ремонта, крестовину меняют целиком, или ограничиваются заменой подшипников.

Проверка шлицевых соединений

Если при покачивании рулём в районе рулевой колонки слышен глухой стук, то велика вероятность того, что шлицевые соединения сильно изношены. Тем не менее, для подтверждения гипотезы необходимо демонтировать узел и произвести тщательный осмотр шлицов, предварительно удалив с них смазку. Поскольку восстановление неисправных деталей возможно лишь в заводских условиях, они подлежат замене. 

Диагностика, регулировка и ремонт редуктора

Здесь, прежде всего, необходимо принять во внимание, что на автомобилях устанавливаются рулевые редукторы разных типов:

  1. На легковых машинах чаще всего встречаются механизмы, в конструкции которых используется зубчатая рейка. Некоторые производители предусматривают возможность регулировки редуктора за счёт вращения регулировочного винта. В этом случае достаточно подтянуть винт, чтобы устранить избыточный люфт в рулевом механизме. Если система регулировки отсутствует, рейку приходится менять.
  2. На грузовиках и автобусах большее распространение получили червячные и винтовые редукторы, в конструкции которых предусмотрена возможность корректировки свободного хода. Порядок проведения регулировочных работ прописан в техническом регламенте, учитывающем особенности устройства транспортного средства. Если регулировка не дала желаемых результатов, неисправный узел придётся отремонтировать или заменить.

Чаще всего замена становится единственно возможным выходом. Это связано с тем, что для ремонта редукторов любых типов требуется специальное оборудование, которое не всегда имеется даже в распоряжении хорошо оснащённых сервисных центров, а также специфические детали и материалы, редко встречающиеся в открытой продаже.

Проверка рулевых тяг и наконечников

В зависимости от типа и особенностей конструкции редуктора количество тяг может быть различным. На автомобилях с зубчатой рейкой их, как правило, две. На машинах с червячными или роликовыми редукторами устанавливается рулевая трапеция (её ещё называют трапецией Жанто), состоящая из трёх, а иногда и более тяг, присоединённых к сошке и маятника, играющего роль второй точки опоры.

Все перечисленные детали, а также закреплённые на тягах наконечники, могут получить механические повреждения или разрушиться под воздействием коррозии. Для обнаружения неисправностей необходимо:

  1. Установить автомобиль на смотровую яму или подъёмник.
  2. Произвести визуальный осмотр деталей. Погнутые или сильно повреждённые коррозией тяги, а также порванные или потерявшие эластичность пыльники подлежат замене.
  3. Убедиться в том, что установленные на тягах регулировочные соединения затянуты как следует.
  4. Создать дополнительную нагрузку на втулки или опорные подшипники маятника (если таковой имеется) с помощью монтировки. Такое воздействие даст возможность обнаружить износ комплектующих.
  5. Освободить резьбовые концы наконечников из мест крепления. Это необходимо, поскольку длительное время находящиеся в одном положении шарниры может закусить, что не позволит обнаружить люфт. В свободном состоянии исправные наконечники должны, с некоторым усилием, перемещаться в любом направлении, и не иметь люфтов.

Ремонт всех перечисленных компонентов считается нецелесообразным. Вышедшие из строя детали подлежат замене. После завершения работ необходимо, в обязательном порядке, проверить и отрегулировать сход-развал.

Проверка затяжки рулевого колеса

Для проведения диагностики требуется динамометрический ключ и данные по усилию затяжки, указанные производителем в техническом регламенте. Если гайка ослабла, её следует подтянуть.

Заключение

Устранение люфта в рулевом управлении – сложная задача, справиться с которой могут только хорошо подготовленные специалисты, имеющие в своём распоряжении необходимые инструменты и оборудование. Если поблизости нет стенда регулировки сход-развала, лучше сразу отправиться в ближайший сервисный центр. В противном случае даже несколько километров пути на машине с неправильно выставленными развалом и схождением могут свести на нет все ваши усилия по ремонту автомобиля. И тогда всё придётся начинать сначала.

Видео: Как проверить люфт руля прибором ИСЛ-401М


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы ВКонтакте
Adblock
detector