Устройство и эксплуатация автомобиля        03 декабря 2023        66         0

Как и почему залегают кольца в двигателе

Залегание поршневых колец – это распространенная проблема, которая особенно актуальна для двигателей с большим пробегом. Такая неисправность негативно влияет на производительность мотора, приводит к резкой потере мощности, перерасходу топлива, масложору. В некоторых случаях это даже создает потенциальную угрозу ДТП. Например, когда необходимо совершить обгон на трассе, а двигатель не способен развивать достаточную тягу. Из-за этого маневр длится дольше, и повышается риск столкновения со встречным автомобилем. Поэтому водителям необходимо знать признаки залегания колец и правильно действовать при таких поломках.

залегание поршневых колец

Разновидности поршневых колец

В двигателях внутреннего сгорания используются поршневые кольца двух типов: компрессионные и маслосъемные. Они устанавливаются в специальные желобки, нарезанные на поверхностях поршней. Компрессионные кольца располагаются выше маслосъемных и служат для герметизации камеры сгорания. Они уплотняют зазоры между поверхностями поршней и стенками цилиндров, благодаря чему в двигателе создается нужная компрессия (давление).

кольца в поршне

Маслосъемные кольца, как следует из их названия, используются для снятия масляной пленки со стенок цилиндров. За счет этого смазочная жидкость не сгорает вместе с топливом и практически не расходуется, если двигатель полностью исправен. Соответственно, при нормальных условиях уровень масла на щупе остается неизменным в течение всего межсервисного интервала. Это обеспечивается именно за счет маслосъемных колец.

Что означает залегание поршневых колец

залегшие маслосъемные кольца

Чтобы понять, как залегают кольца в цилиндрах, нужно иметь представление о том, как они устроены. Эти детали представляют собой незамкнутые кольца из упругого металла, которые надеваются на поршни и крепятся в специальных канавках. Они немного выступают над поверхностями поршней (буквально на сотые доли миллиметра) и за счет своей упругости прижимаются к стенкам цилиндров, тем самым закрывая зазоры и обеспечивая герметичность.

Если бы в двигателе отсутствовали поршневые кольца, поршни приходилось бы максимально плотно подгонять по размеру цилиндров. Они бы контактировали между собой всеми своими поверхностями, и ход поршней был бы слишком тугим и затрудненным. Кроме того, в зазоры попадало бы недостаточно масла, и детали ЦПГ изнашивались в разы быстрее. Поршневые кольца позволяют уменьшить площадь контакта с цилиндром в десятки раз и при этом обеспечить полноценное смазывание и необходимую компрессию.

Со временем в кольцевых канавках может скапливаться шлам, сажа, частицы угоревшего масла и др. Эти загрязнения образуют клейкую массу, из-за которой кольца прилипают к поверхностям поршней и теряют подвижность. Соответственно, они не могут разжиматься, вследствие чего появляется зазор между ними и стенками цилиндров. Именно это называют залеганием (закоксовкой) поршневых колец.

Почему залегают кольца в двигателе

закоксованное маслосъемное кольцо

Такая неисправность чаще всего возникает из-за нерегулярной замены моторного масла. При большом пробеге оно окисляется и загрязняется шламом, который постепенно оседает на поршнях и скапливается в канавках, где закреплены кольца. При их частичном залегании начинается лавинообразный процесс: через образовавшиеся зазоры в камеру сгорания попадает еще больше масла, вследствие чего оно сгорает и образует коксовый налет, что усугубляет ситуацию и приводит к тому, что кольца окончательно теряют подвижность из-за обильного образования сторонних отложений.

Также закоксовка происходит по таким причинам:

  1. Чрезмерные нагрузки после запуска ДВС. В первые секунды после пуска двигатель кратковременно испытывает масляное голодание. Поршням нужно некоторое время, чтобы их поверхности покрылись масляной пленкой. При ее отсутствии продукты сгорания просачиваются между кольцами и цилиндрами, постепенно образуя нагар, из-за которого происходит закоксовка. Поэтому сразу после запуска непрогретого мотора нужно немного подождать, пока масло распределится по всей ЦПГ.
  2. Износ маслосъемных колпачков. Чрезмерная выработка или поломки этих деталей часто становятся причиной закоксовки колец. Испорченные колпачки перестают выполнять свою функцию, из-за чего масло может сгорать в цилиндрах и засорять цилиндро-поршневую группу шламовыми и коксовыми отложениями.
  3. Некачественное масло. Дешевые смазочные жидкости могут портиться намного раньше расчетного срока техобслуживания. Некачественные автомасла от малоизвестных производителей нередко теряют свойства даже через 2–3 тыс. км и начинают окисляться, что приводит к интенсивному образованию шлама в канавках поршневых колец.

Симптомы и последствия залегания поршневых колец

Если в двигателе залегли поршневые кольца, это будет сопровождаться такими симптомами и последствиями:

  • Ухудшение динамики. Из-за залегания колец резко снижается компрессия, а энергия сгорающего топлива используется не полностью. Это сопровождается потерей мощности и вялыми реакциями автомобиля на нажатие педали газа.
  • Перерасход топлива. Это напрямую связано с предыдущим пунктом. При декомпрессии уменьшается КПД мотора и, чтобы компенсировать это, двигатель сжигает больше топлива. Иногда расход горючего может превышать норму в 2–3 раза.
  • Расход масла на угар. Это можно определить по постепенному снижению уровня масла на индикаторном щупе. Если он снижается от отметки Max до Min не быстрее, чем за весь межсервисный интервал (10–15 тыс. км или 12–18 месяцев), это считается нормой. Если уровень падает быстрее, это может указывать на закоксовку колец.
  • Густой дым. Если залегли кольца в двигателе, масло будет попадать в камеру сгорания и сжигаться вместе с топливом. Соответственно, из выхлопной трубы будет выходить густой светлый дым.

Раскоксовка двигателя с залегшими кольцами

Подвижность поршневых колец чаще всего восстанавливают двумя методами: механической и химической раскоксовкой. Первый способ подразумевает полную разборку двигателя. Чтобы проверить залегшие кольца и очистить их от коксовых отложений, нужно снимать головку блока цилиндров, прокладку ГБЦ и другие детали мотора. Очистка деталей проводится с помощью мягких щеток, ветоши и других приспособлений, которые не оставляют царапин на металлических поверхностях. Такие процедуры сложные и требуют досконального знания конструкции ДВС, поэтому их лучше проводить в автосервисах.

Химическая раскоксовка поршневых колец выполняется с помощью специальных химических составов. Как правило, способ их применения одинаков:

  1. С двигателя сливается масло.
  2. Из свечных шахт вынимаются высоковольтные провода и выкручиваются свечи.
  3. Коленвал проворачивается так, чтобы все поршни оказались в среднем положении.
  4. Внутрь заливается чистящее средство.
  5. По истечении нескольких часов (указывается производителем) состав для раскоксовки удаляется из цилиндров.
  6. В мотор заливается масло.

В некоторых случаях порядок действий может различаться. Например, существуют средства, которые добавляются в масло и не требуют его предварительного сливания.

Заключение

Лучший способ избежать закоксовки двигателя – вовремя менять масло и правильно выбирать его вязкость, марку и допуски. Именно это больше всего влияет на вероятность залегания поршневых колец. При своевременном и качественном техобслуживании эта проблема может не побеспокоить автовладельца на протяжении всего срока эксплуатации машины.

Видео: Почему закоксовываются маслосъемные кольца и как этого избежать


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы ВКонтакте
Adblock
detector