Устройство и эксплуатация автомобиля        16 декабря 2023        78         0

Провал педали тормоза

Провал педали тормоза – достаточно серьезная и опасная неисправность, которую необходимо устранять без промедлений. Этот симптом указывает на то, что в тормозной магистрали не вырабатывается достаточное давление, чтобы прижать колодки к дискам или барабанам с необходимым усилием. Соответственно, эффективность тормозов резко снижается или вовсе становится нулевой, поэтому на автомобиле с такой неисправностью можно легко попасть в аварию. Чтобы не допустить таких последствий, нужно провести диагностику, найти причину поломки и устранить её.

педаль тормоза ушла вниз

Устройство тормозной системы автомобиля

Чтобы выяснить, почему проваливается педаль тормоза, нужно иметь представление о том, как работает система торможения. Принцип достаточно прост. На каждом колесе устанавливается диск или барабан, к которому прижимаются колодки. Трение, которое возникает между ними, позволяет преобразовывать кинетическую энергию движущейся машины в тепло. Соответственно, когда автомобиль тормозит, происходит нагрев тормозных механизмов.

схема устройство тормозной системы авто

Давление, необходимое для прижатия колодок к барабанам или дискам, передается на исполнительные механизмы (поршни и цилиндры) при помощи тормозной жидкости через армированные шланги и металлические патрубки, идущие из подкапотного пространства к каждому колесу. Усилия, с которым водитель давит на педаль, недостаточно для замедления машины с массой 1–2 тонны. Поэтому все автомобили оснащаются вакуумными усилителями. Этот механизм в несколько раз увеличивает усилие, с которым водитель давит ногой на педаль, благодаря чему пропорционально увеличивается сила прижатия колодок к дискам и барабанам.

Чтобы тормоза эффективно работали, вся система должна быть полностью герметична. В магистрали не должно быть ни малейшего количества воздуха. Дело в том, что любой газ легко сжимается, тогда как тормозная жидкость является практически несжимаемой.

схема тормозов автомобиля

Наличие малейших воздушных ячеек в трубках, цилиндрах или других узлах приводит к потере давления. Усилие, вырабатываемое ногой и вакуумным усилителем, напрасно расходуется на сжатие воздуха. Поэтому на тормозные механизмы передается меньшее давление. Водитель в такой ситуации ощущает неестественно мягкий и легкий ход педали.

Разгерметизация системы опасна не только попаданием воздуха, но и утечкой тормозной жидкости. Если завоздушенная система продолжает работать (хоть и слабо), то полное вытекание тормозной жидкости (ТЖ) из контура приводит к ее полному отказу. Тормозное усилие попросту нечем передавать от усилителя на колеса – подобно ситуации, когда обрываются тросики в тросовых тормозах старых образцов.

Провал педали после ремонта или обслуживания тормозной системы

Нередко тормоза проваливаются сразу после проведения работ, связанных с заменой деталей тормозного контура. Ситуации могут быть разными, в зависимости от того, какие запчасти или материалы менялись при ремонте или плановом обслуживании:

  1. Колодки или диски. Как правило, легкие провалы педали после замены этих деталей являются нормой. Это связано с тем, что новые колодки и диски еще не притерлись, поэтому между ними возникает меньшее трение. Притирка происходит спустя 100–200 км. После этого педаль начинает лучше реагировать на нажатия.
  2. Жидкость. Провалы тормозов после замены ТЖ могут быть связаны с двумя факторами. Первый заключается в том, что новая жидкость более текучая, чем старая, поэтому легче прокачивается по контуру. Соответственно, педаль легче нажимается, но вместе с тем вырабатывается необходимое усилие, и машина нормально тормозит. Это абсолютно нормальное явление. Второй фактор – после заливки новой ТЖ систему недостаточно прокачали, и в ней остался воздух. Это более серьезная проблема, которую нужно устранять путем повторной прокачки.
  3. Барабаны. При снятии тормозных барабанов рабочие цилиндры полностью разжимаются. Если они изношены, поршни могут выйти на слишком большое расстояние, и через неплотные манжеты в систему может попасть воздух.
  4. Тормозные поршни, цилиндры, шланги и трубки. Замена этих деталей неизбежно связана с разгерметизацией системы. После их установки обязательно должна проводиться прокачка тормозной магистрали для удаления воздуха.

Педаль проваливается при запущенном двигателе

схема вакуумного усилителя тормозов

Одно из наиболее распространенных объяснений такой поломки – завоздушивание системы. При заглушенном двигателе, когда вакуумный усилитель не работает, неестественная мягкость педали может не ощущаться – она будет казаться тугой. Но при заведенном моторе усилитель включается и намного сильнее сжимает воздух, из-за чего тормоз становится «ватным».

В других ситуациях причина заключается в подсосе воздуха. Это также наблюдается при заведенном моторе, когда усилитель создает вакуум. Любая негерметичность шлангов, трубок, клапанов или других узлов может приводить к тому, что из-за сильного вакуума в систему начинает всасываться воздух снаружи. В итоге нарушается нормальная работа вакуумного усилителя, а тормозная магистраль становится завоздушенной.

Основные причины провалов педали при торможении

Провал тормозов при нажатии на педаль непосредственно во время езды может происходить практически по всем причинам, рассмотренным в остальных разделах данной статьи. Но особое внимание нужно уделить вакуумному усилителю.

Чтобы понять, как он влияет на работу тормозной системы, водитель может провести простой эксперимент. В неподвижной машине с заведенным мотором на нейтральной передаче нужно слегка нажать на педаль газа, увеличив обороты до 1300–1500 об/мин. Второй ногой нужно нажать на тормоз – педаль моментально провалится в пол. Это нормальное явление, поскольку вакуумный усилитель начинает активнее работать, когда дроссельная заслонка открыта больше, чем на холостом ходу двигателя.

При поломках усилителя такое может наблюдаться и при отпущенной педали газа. Он вырабатывает слишком высокое усилие, из-за чего педаль вдавливается в пол от малейшего нажатия ногой. Даже если при этом машина эффективно тормозит, такая неисправность создает потенциальную опасность. Из-за некорректной работы усилителя водитель хуже чувствует педаль тормоза, и ему становится сложнее контролировать усилие. Вместо плавного торможения машина может тормозить слишком резко, вплоть до скольжения юзом по асфальту.

Почему педаль проваливается при первых нажатиях

Такой симптом чаще всего наблюдается при неисправностях главного цилиндра или механизмов авторегулировки зазора в барабанных тормозах. В некоторых случаях проблема возникает из-за увеличенного зазора между педалью и усилителем. Из-за этого усилие от нажатия ногой не полностью передается на исполнительные механизмы. Другими словами, у педали возникает слишком большой свободный ход, который в нормальных условиях исчисляется миллиметрами.

Если неисправен главный тормозной цилиндр, он может неправильно распределять давление между разными колесами. Из-за этого ход педали становится мягче или, наоборот, туже, в зависимости от характера поломки. Цилиндр может срабатывать через раз, из-за чего провалы наблюдаются при первых нажатиях, а затем на некоторое время пропадают.

устройство барабанных тормозов

Механизмы регулировки зазоров, в свою очередь, могут слететь с креплений (например, если их неправильно зафиксировали при снятии-установке). Также в них могут сточиться зубцы, из-за чего рычаги авторегулировки не фиксируются в нужных положениях и теряют возможность регулировать зазор между колодками и барабанами. Соответственно, при каждом нажатии на тормоз часть хода педали расходуется на то, чтобы компенсировать этот зазор. Иногда приходится сделать несколько нажатий, чтобы колодки дошли до барабанов, после чего провалы прекращаются до следующего торможения.

Провал педали без утечки тормозной жидкости: в чем причина

Многие водители сталкиваются с ситуациями, когда провалы педали тормоза не прекращаются даже после неоднократной прокачки системы и полностью герметичном контуре. Другими словами, из системы полностью удален весь воздух, уровень ТЖ в бачке стабильно находится на одном уровне, но проблема не исчезает.

Поиск причины зависит от того, какой тип тормозных механизмов используется в автомобиле – барабанные или дисковые. Описанная проблема часто возникает в машинах, в которых имеются барабанные тормоза. Дело в том, что в их конструкции присутствуют механизмы автоматической регулировки зазоров между колодками и барабанами. Довольно часто они выходят из строя, заклинивают или проскальзывают из-за стертых зубцов. Из-за этого пружины полностью стягивают колодки после каждого нажатия на педаль, увеличивая зазор между ними и барабанами. Соответственно, при очередном нажатии на тормоз рабочие поршни выходят из цилиндров на большее расстояние, чтобы «додавить» фрикционные накладки до барабанов. Из-за этого педаль тормоза иногда проваливается: неисправные механизмы авторегулировки могут сработать в первый раз, а при следующем нажатии – нет.

Основные причины, по которым может проваливаться педаль тормоза

Если при нажатии тормоза педаль проваливается, нужно проводить поочередную проверку всех деталей тормозной системы и искать причину неисправности:

подтеки тормозной жидкости

  1. Шланги и трубки – на них не должно быть потеков рабочей жидкости.
  2. Колодки и диски – они должны иметь достаточную толщину.
  3. Бачок для тормозной жидкости – уровень ТЖ в нем должен быть не ниже минимальной отметки.
  4. Тормозные суппорта и рабочие цилиндры – не должны иметь потеков тормозной жидкости в районе уплотнительных манжет или штуцеров для прокачки.
  5. Вакуумный усилитель проверяется по простому принципу: мотор включается на несколько минут, затем глушится. При заглушенном двигателе нужно несколько раз нажать на тормоз и задержать ногой в максимально выжатом состоянии. Затем мотор снова заводится – если после отпускания педаль остается в прежнем положении, значит, усилитель подсасывает воздух.
  6. Главный цилиндр – он находится под капотом автомобиля, рядом с перегородкой, отделяющей салон от подкапотного пространства. Наличие потеков ТЖ указывает на его неисправность. Также возможно заклинивание поршней, которое определяется только при снятии цилиндра и ручной проверке.

Очередность действий можно менять на свое усмотрение. Но начинать лучше с тех деталей, которые недавно менялись или, наоборот, эксплуатируются уже слишком долго и могут иметь критический износ.

Что делать при провалах тормозной педали

Чаще всего такие поломки возникают во время движения, что создает потенциальную угрозу ДТП. В подобных ситуациях, когда нужно затормозить на красный сигнал светофора, пешеходном переходе или в другом месте, а педаль стала «ватной», не следует поддаваться панике. При большинстве неисправностей (даже при разрыве шлангов и утечке жидкости) тормоза не перестают работать на 100%, и многократными нажатиями на педаль можно добиться остановки автомобиля. Если тормоза провалились после первого нажатия, нужно сделать повторную попытку, продолжая циклично нажимать на тормоз. При разгерметизации системы жидкость не выходит сразу – она постепенно выкачивается из бачка для ТЖ. Чем больше ее было в бачке на момент возникновения поломки, тем больший «запас» нажатий будет у водителя. Именно по этой причине жидкость всегда нужно держать на уровне Max, периодически доливая ее (по мере износа колодок уровень снижается естественным образом).

После благополучной остановки нужно припарковаться в ближайшем безопасном месте и принимать дальнейшие решения – либо самостоятельно искать причину и устранять ее вручную, либо отгонять автомобиль эвакуатором или на жесткой сцепке в автосервис. Продолжать движение с проваливающейся педалью можно лишь в исключительных ситуациях – на безлюдной дороге, двигаясь в правой полосе с минимальной скоростью (10–20 км/час) и включенной аварийкой. Тормозить при этом можно механической КПП или ручником, причем заблаговременно, поскольку эффект будет слабым.

Заключение

Многие поломки, из-за которых возникают провалы педали тормоза, появляются из-за нерегулярного обслуживания системы и ошибок, допущенных при замене деталей. Лучший способ избежать таких ситуаций – строго соблюдать интервалы замены колодок, ТЖ и тормозных шлангов, а также доверять ремонт компетентным мастерам.


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы ВКонтакте
Adblock
detector