Устройство и эксплуатация автомобиля        27 января 2024        50         0

Почему не срабатывает вентилятор охлаждения радиатора

Перегрев двигателя является одним из наиболее опасных режимов работы ДВС. Чрезмерно высокие температуры могут привести к прогоранию прокладок и поршней, деформации валов, блока цилиндров, ГБЦ и других узлов. Наряду с такими распространенными причинами, как утечка антифриза, засорение каналов, поломка помпы и заклинивание термостата, такие проблемы часто возникают из-за отказа вентилятора охлаждения.

вентилятор системы охлаждения

Для чего нужен вентилятор охлаждения

В автомобилях используются жидкостные системы охлаждения двигателей. Антифриз, который отбирает избыточное тепло от ДВС, с помощью помпы прокачивается по большому кругу через радиатор, установленный в передней части капота. Благодаря большой площади радиаторных ламелей тепловая энергия быстро рассеивается в окружающую среду. Дополнительный теплоотвод обеспечивается за счет встречного потока воздуха, проникающего под капот через решетку радиатора.

Зачастую пассивного охлаждения радиатора оказывается недостаточно – например, когда мотор работает на высоких оборотах и большой нагрузке. В таких случаях жидкость не успевает охлаждаться, и температура постепенно растет, приближаясь к красной зоне. Для решения этой проблемы в автомобилях устанавливаются специальные вентиляторы. Они обеспечивают интенсивный обдув радиаторных панелей, благодаря чему антифриз в них быстрее остывает.

Принцип работы вентилятора в системе охлаждения двигателя

система охлаждения мотора

Чтобы охлаждающий контур работал эффективно, обдув радиатора должен происходить циклически. Поэтому вентиляторы не подключаются напрямую к цепи питания и системе зажигания. В таком случае они бы работали непрерывно при заведенном двигателе. В холодную погоду это давало бы негативный эффект, поскольку мотор не прогревался до нужной температуры. Соответственно, масло в ДВС было бы более вязким, чем при нормальном температурном режиме. Кроме того, непрерывное воздушное охлаждение приводило бы к тому, что отопитель недостаточно прогревал салон машины из-за низкой температуры антифриза.

Включение и отключение вентиляторов происходит автоматически. Их питанием управляет специальное реле, на которое передаются сигналы от датчика температуры охлаждающей жидкости. Если ОЖ нагревается свыше +100 градусов, автоматика включает воздушный обдув. Затем, когда антифриз остывает на несколько градусов, вентиляторы отключаются.

Основные причины неисправностей

Поломки в системе воздушного охлаждения антифриза могут возникать по таким причинам:

  • Обрыв проводки. Если не срабатывает вентилятор охлаждения, необходимо в первую очередь осмотреть провода. Обрыв контакта может произойти из-за износа и пересыхания изоляции, случайного повреждения кабелей при ремонте смежных узлов и др. Такую поломку можно устранить двумя способами: восстановлением проводов с помощью изоленты или их полной заменой.
  • Неисправность датчика температуры. В разных моделях автомобилей могут использоваться общие или раздельные термодатчики. В первом случае датчики устанавливаются на блоках цилиндров двигателей, и с них передаются сигналы на реле управления вентиляторами. Во втором случае используются два разных термодатчика: один крепится на БЦ и передает информацию о температуре на приборную панель, а второй монтируется на радиаторе и служит только для управления системой воздушного охлаждения.
  • Срабатывание предохранителя. Но стоит учитывать важный момент: если в цепи питания вентилятора сработал предохранитель, это произошло не просто так. Это указывает на то, что в системе имеется поломка, которая приводит к превышению допустимых токов. Соответственно, новый предохранитель может перегореть так же, как и предыдущий.
  • Поломка моторчика вентилятора. Внутри электромотора присутствует ротор, подшипник, статор, щетки, медные обмотки и другие детали. Сломаться может практически любая из них. Например, из-за износа подшипника возникает люфт, что приводит к расшатыванию крыльчатки и сильным вибрациям. Выработка графитовых щеток приводит к тому, что на обмотки перестает подаваться питающий ток. Внутреннее межвитковое замыкание обмоток, в свою очередь, приводит к полному отказу моторчика.

Как выполнить самостоятельную диагностику и устранить поломки

схема подключения вентилятора системы охлаждения

Чтобы понять, почему не включается вентилятор охлаждения, следует провести диагностику и внимательно проверить состояние всех деталей, прямо или косвенно влияющих на его работу. Диагностические процедуры удобно выполнять в такой последовательности, начиная с самых простых шагов:

  1. Проверка предохранителей. Чтобы выяснить, какие предохранители отвечают за питание вентиляторов, достаточно изучить надписи на крышке блока, в котором они установлены. Если тугоплавкий элемент имеет прозрачный корпус, то оплавленную токопроводящую жилу можно сразу заметить. Если он выполнен в непрозрачном корпусе, его следует проверить с помощью мультиметра в режиме «прозвонки» или измерения сопротивления. Исправный предохранитель должен иметь нулевое сопротивление.
  2. Осмотр проводки. В первую очередь следует проверить целостность кабелей, идущих к моторчикам вентиляторов. Некоторые повреждения могут быть не видны невооруженным глазом, поэтому для диагностики может понадобиться вольтметр. Прибор покажет ненулевое напряжение только тогда, когда должно подаваться питание на вентиляторы. Это значит, что проверку нужно проводить при заведенном и прогретом моторе, когда температура антифриза близка к пороговому значению +100 градусов, при котором должны срабатывать вентиляторы. Затем необходимо осмотреть проводку от датчика температуры при заглушенном двигателе. Этот элемент должен иметь ненулевое сопротивление.
  3. Проверка разъема. Если не всегда включается вентилятор охлаждения, это может указывать на слабый контакт. Такое часто происходит, если недостаточно плотно зафиксирован разъем питания. На нем присутствует пластиковый фиксатор, который при подключении должен щелкнуть, если он правильно закреплен. Следует отсоединить его и подключить повторно.
  4. Проверка моторчиков. Чтобы продиагностировать электродвигатели вентиляторов, нужно напрямую подать напряжение от аккумулятора на их контакты. Для этого понадобятся провода соответствующей длины с небольшими зажимами-крокодилами. Проверка сопротивления не даст объективных результатов, поскольку мультиметр или омметр может показать нормальные значения даже при заклинивании мотора. Поэтому диагностику нужно выполнять только путем подачи питания на вентиляторы.
  5. Диагностика реле вентилятора. Данное устройство представляет собой небольшую деталь в пластиковом непрозрачном корпусе, которая может крепиться в блоке предохранителей, возле плюсовой клеммы АКБ, на радиаторе или в другом месте, в зависимости от модели авто. Реле имеет четыре контакта. Когда на две входные клеммы подается питание, электромагнит внутри устройства замыкает вторую пару контактов. При этом на вентилятор подается питание. Чтобы проверить реле, нужно подключить мультиметр в режиме измерения сопротивления ко второй паре клемм, а на первую (на вход) подать напряжение от АКБ. Исправное устройство должно издать щелчок, а мультиметр должен показать наличие контакта, т. е. нулевое сопротивление.

Заключение

Неисправности системы воздушного охлаждения радиатора нужно устранять без промедлений, поскольку критический перегрев мотора может привести к дорогостоящему капремонту. Если проблема возникла посреди дороги, и не запускается вентилятор охлаждения в машине, можно усилить отвод тепла с помощью включенного отопителя в салоне авто. Это позволит замедлить рост температуры и выиграть больше времени, чтобы добраться до гаража или автосервиса.

Видео: Не включается вентилятор охлаждения двигателя ВАЗ. Почему не работает вентилятор? ТОП 5 причин.


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы ВКонтакте
Adblock
detector