Автомобилисту в помощь        04 июня 2023        289         0

Проверка свечей зажигания, от чего зависит их работоспособность

Свечи являются одним из основных элементов системы зажигания бензиновых двигателей. Они генерируют искру, которая воспламеняет топливовоздушную смесь, обеспечивая рабочий ход поршня. Если же с зажиганием возникают проблемы, есть необходимость проверить свечи зажигания, привести их в порядок или заменить.

исправные свечи зажигания

Когда требуется проверка свечей

Самой частой проблемой, указывающей на выход свечи зажигания из строя, является отказ работы одного из цилиндров. Говорят, что двигатель «троит», то есть из четырех цилиндров остаются работать только три. В четвертом неисправность свечи зажигания приводит к тому, что топливовоздушная смесь попросту не воспламеняется и рабочий ход поршня отсутствует. При этом двигатель начинает работать с характерным звуком, его мощность падает, а расход топлива увеличивается, поскольку оно продолжает поступать в неработающий цилиндр.

Нужно понимать, что отсутствие искры далеко не всегда означает, что свеча вышла из строя или работает во внештатном режиме. Часто причиной проблемы становятся высоковольтные провода или катушка зажигания и даже неправильная работа ЭБУ. При этом многие владельцы авто прибегают к методике проверки свечей путем измерения их сопротивления. Опыт показывает, что даже плохо работающая свеча обычно имеет нормальное сопротивление, а причина проблемы в том, что искра пробивает не между электродами, а в других точках, не обеспечивая воспламенения смеси. Такое появляется при появлении большого слоя нагара, который сам по себе является неплохим проводником.

Когда нужно менять свечи

свечи зажигания, которые нужно менять

Многие автовладельцы ждут, когда свеча зажигания перестает выполнять свою функцию, и только после этого заменяют ее. Опытные специалисты предостерегают от такого подхода и предлагают менять свечи каждые 30 тыс. км пробега, так как свечи зажигания – это такой же расходник, как масло или шины.

Если есть желание продлить ресурс свечей, тогда можно отказаться от обычных никелевых свечей и обратить внимание на иридиевые. Их ресурс в 2 раза выше, и заменять их нужно будет уже каждые 60 тыс. км, хотя и они могут начать пробивать в самый неподходящий момент, особенно если есть проблемы с двигателем или качеством топлива.

Особенности работы свечей зажигания

свеча с помехоподавительным резистором

Конструктивно все свечи можно разделить на две большие группы:

  1. С помехоподавительным резистором.
  2. Без помехоподавительного резистора.

Стандартное сопротивление такого резистора 5 кОм. И чтобы проверить свечу на работоспособность, замеряют сопротивление между центральным электродом и контактной гайкой, получая значения в диапазоне от 4 до 6 кОм. Но данная информация указывает только на то, что цепь внутри свечи не оборвалась. Тем не менее, она тоже может приводить к тому, что двигатель будет «троить». Неправильная работа свечей может возникать по таким причинам:

  1. Нагар на изоляторе. Приводит к тому, что искра пробивает не между электродами, а в другом месте.
  2. Малый зазор между электродами. При расстоянии в 0,5 мм воспламенение будет осуществляться не каждый такт, потому что искра будет гореть слишком мало времени.
  3. Увеличенный зазор между электродами. В этом случае искра пробивает не в нужно месте, а там, где сопротивление меньше и не воспламеняет смесь. При большом зазоре велика вероятность спалить высоковольтную катушку зажигания. Иногда можно видеть свечи с зазором около 3 мм, что опасно для катушки.

Многие опасаются, если у свечей на разных цилиндрах будет разное сопротивление, это негативно скажется на работе двигателя. Например, если определить сопротивление свечи зажигания в первом цилиндре, и оно окажется 5 кОм, а в третьем – 15 кОм. Опыт показывает, что в этом случае ничего страшного не случится, поскольку сама искра пробивает через воздух и бензиновые пары, которые являются диэлектриками и этот зазор имеет огромное сопротивление, по сравнению с которым 15 кОм ничтожно малая величина.

Как же проверять свечи?

Если проверка сопротивления может подсказать только то, что внутри свечи нет обрыва, то как же проверить ее на работоспособность? Для проверки самой свечи применяется специальный прибор, нагнетающий давление схожее с тем, которое создается в цилиндре. Это позволяет увидеть, как работает свеча, пробивает ли искра между электродами, прошивает ли она.

стенд проверки свечей зажигания с таблицей соответствия

Поверить искру можно гораздо проще. Для этого извлекают свечу из цилиндра, оставляя ее контакт с проводом высокого напряжения, корпус соединяют с массой и прокручивают стартер. На вынутой свече должна появиться полноценная искра. При этом важно отключить подачу топлива, чтобы двигатель не заводился на 3 цилиндрах. Нужно понимать, что под давлением в цилиндре искра может и не возникать или пробивать по изолятору. Поэтому испытания на стенде гораздо более надежны, с учетом правильного подбора давления, в зависимости от зазора между электродами. Таблица соответствия наносится на корпус каждого такого прибора. 

Один из достаточно надежных способов – поместить свечу в одноразовый шприц. Несмотря на то, что угадать давление в середине шприца невозможно, оно будет все равно выше атмосферного, приближая испытательные условия к реальным в цилиндре автомобиля.

свеча зажигания с нулевым сопротивлением

Часто можно встретить мнение, что для подключения свечей лучше использовать провода с медной луженой жилой. Их сопротивление настолько мало, что его называют нулевым. В других проводах используется углеволокно, льняная нить или стекловолокно с графитовым наполнителем.  Провода с нулевым сопротивлением можно подключать только к свечам с помехоподавительным резистором. Чтобы узнать, есть ли в свече резистор, нужно внимательно просмотреть ее маркировку. На русском языке в ней должна содержаться буква Р, а на английском аналогичная буква R.

Калильное число свечи

маркировка свечи зажигания авто

Многие не знают о такой характеристике, как калильное число свечи. Это время в секундах, за которое свеча достигает температуры калильного зажигания. Это число всегда указывается на маркировке. Калильным называется зажигание при котором топливо будет воспламеняться не от искры, а от раскаленных элементов свечи. Поэтому, чем выше калильное число, тем холоднее будет свеча во время рабочего процесса. Таким образом, по калильному числу свечи подразделяются на холодные и горячие.

Холодные свечи ставятся на двигатели, работающие под большими нагрузками. Это могут быть моторы спортивных автомобилей, турбированные и форсированные ДВС. Такие свечи хорошо отводят тепловую энергию, избыток которой образуется при работе такого двигателя, при этом меньше нагреваясь. Это обусловлено ее конструкцией, в которой увеличивается площадь соприкосновения электрода с металлическими частями через которые и отводится тепло.

Установка холодных свечей на двигатель обычного автомобиля не рекомендуется. В скором времени на них появится черный нагар из углеродистых отложений. Качество искры при этому существенно ухудшится, первым признаком послужит плохой запуск двигателя на холодную. В конце концов, двигатель начнет «троить», со всеми вытекающими последствиями.

Горячие свечи – отличный вариант для городских авто, когда приходится делать много коротких поездок, во время которых двигатель не успевает прогреваться. Такая свеча быстро прогревается и сохраняет тепло в себе. Но тут нужно быть осторожным, чтобы не довести ситуацию до возникновения калильного зажигания, во время которого возникает детонация, разрушающая двигатель. Особенно это опасно при заправке некачественным бензином с низким октановым числом, который склонен к детонации.

Диагностика состояния двигателя по состоянию свечей

какой бывает цвет свечей зажигания и что означает

При выкручивании свечей из блока, желательно внимательно осмотреть их рабочую часть с электродами. По ее внешнему виду можно определить многие проблемы ДВС и вовремя отреагировать, не доводя до крупных поломок.

Наличие черного сажевого, но не бархатистого нагара, говорит о том, что свеча холодная, когда двигатель этого не требует. Иногда это случается при частой езде на непрогретом двигателе, когда свеча не успевает набрать нужную температуру.

Черный бархатистый нагар указывает на излишнее богатую смесь. Система управления переливает топливо из-за повышенного давления, неисправности датчика давления воздуха или других проблем.

Светлые полоски в рабочей зоне свечи. Это означает, что по каким-либо причинам искра проскакивает не между электродами, а уходит в сторону. Часто этом случается из-за появившегося нагара. При этом двигатель начинает «троить».

Белый налет и другие отложения сигнализируют о появлении в камере сгорания сторонних компонентов, например, излишнего количества масла или антифриза. При появлении такого признака нужно немедленно провести диагностику при помощи эндоскопа на предмет задиров и других повреждений.

Рыжий или красноватый налет – признак того, в бензине слишком большая концентрация ферроцена. Данная присадка применяется для повышения октанового числа топлива. 

Для нормальной работы двигателя важно следить за состоянием свечей и понимать, что они являются расходным материалом. Поэтому их замена должна осуществляться в зависимости от типа свечи и рекомендаций производителя. В этом случае удастся избежать многих проблем, приводящих к преждевременному износу двигателя.


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы ВКонтакте
Adblock
detector