Устройство и эксплуатация автомобиля        15 марта 2017        4194         1

Сравнение тосола и антифриза: что лучше, в чем разница, можно ли смешивать?

В странах с холодным климатом эксплуатация двигателей с водяным охлаждением сопряжена с определенными трудностями. Знаменитые плакаты «Водитель! Не забудь слить воду!» появились не зря – и по сей день в глубинке грузовой транспорт ездит с водой в системе, и, оставляя автомобиль на длительное время, водителям приходиться опустошать блок цилиндров и радиатор, чтобы их не разорвало льдом.

красный антифриз синий тосол

Но то, что привычно промасленному водителю «ГАЗона»-собственного ровесника, то среднестатистическому автомобилисту покажется дикостью. Поэтому появление незамерзающих жидкостей в Советском Союзе произошло во времена запуска Тольяттинского автомобильного завода – выпуская массовые автомобили, нужно было обеспечить их беспроблемную эксплуатацию в любом климате.

Тосол и антифриз: состав и отличия

технические характеристики антифриза

Начнем с уточнения главного момента – распространенный вопрос, вынесенный в заголовок, неверен в корне, ибо термином «антифриз» обозначают любую незамерзающую охлаждающую жидкость, то есть тосол – это одна из разновидностей антифриза. Поэтому если и сравнивать, то тосол с одним конкретным типом охлаждающей жидкости – а их насчитывается немало.

Сам по себе тосол по советскому стандарту выпускался двух типов:

  1. Тосол-40 – это жидкость голубого цвета с температурой замерзания -40° С, применявшаяся в большинстве регионов страны.
  2. Тосол-65 – «арктическая» жидкость красного цвета, применявшаяся  в районах Крайнего Севера.

В основе же тосола и других типов антифризов лежит этиленгликоль. У этого вещества отличные характеристики для использования в подобных целях: уже при соотношении в растворе с водой 3:2 достигается температура замерзания -40°С, перед этим не происходит увеличение вязкости или расслоение раствора. Однако у этиленгликоля есть и два больших минуса:

  1.   Он ядовит, что вынуждает соблюдать известные меры предосторожности при обращении с ним.
  2. Отличается высокой коррозионной активностью по отношению к сплавам железа, алюминия и меди, то есть применение чистого раствора этиленгликоля способно повредить радиатор и сам двигатель, не говоря уже о термостате и помпе.

Поэтому в состав  антифриза на этиленгликолевой основе вводится пакет ингибиторов коррозии, защищающих двигатель, поэтому срок службы антифриза строго ограничен – старая охлаждающая жидкость уже не способна противостоять собственной агрессии по отношению к металлу. Состав пакета присадок может быть различным, он определяет не только совместимость жидкостей, но и их применимость.

Тосол, как и его устаревшие зарубежные аналоги, использовал для снижения коррозионной активности силикатные добавки. Это дешевое решение на практике оказалось малоэффективным – срок службы пакета силикатных присадок составляет не более двух лет, резко снижаясь при нагреве свыше 108 градусов, то есть в современных двигателях с высокой рабочей температурой (например, в двигателях BMW N-серии она переваливает за 100°С) они неприменимы.

Принцип действия подобного пакета присадок – в образовании на всех поверхностях, с которыми он соприкасается, химически инертной силикатной пленки. Но одновременно это снижает теплопередачу, поэтому тосол, как и любой другой антифриз на этиленгликолево-силикатной основе, неприменим в высокофорсированных двигателях. В двигателях с узкими каналами охлаждения их проходное сечение может снижаться до критической величины, поэтому при использовании тосола необходима не только его частая замена, но и промывка системы охлаждения.

Классификация антифризов и цветовая маркировка

Современные охлаждающие жидкости классифицируются следующим образом:

  • G11 – охлаждающие жидкости с силикатными и/или фосфатными присадками. Более современный состав позволяет ограничивать их срок службы тремя годами. Из-за своего принципа действия (образование пассивной пленки на всей поверхности) они, как и тосол, неприменимы в форсированных и «высокотемпературных» двигателях;
  • G12/G12+ – антифризы с карбоксилатными присадками. Их принцип защиты отличается – пакет присадок начинает «работать» только в очаге коррозии, соответственно темпы старения пакета присадок падают, и срок замены подобных антифризов увеличен до 5 лет. Так как теплопередача от блока цилиндров к жидкости не ухудшается, подобные жидкости работоспособны в теплонапряженных моторах;
  • G12++ — антифризы комбинированного типа, использующие одновременно минеральные (силикатные) и органические (карбоксилатные) добавки. Подобные жидкости принято считать «вечными» при заливке их в новый двигатель.

Ядовитость этиленгликоля привела к поиску его замены, и она нашлась в том же классе веществ: ближайший к нему по составу пропиленгликоль не просто безвреден, но и широко применяется в пищевой промышленности. Пропиленгликолево-карбоксилатные антифризы маркируются классом G13.

Цветовая маркировка

Для различения охлаждающих жидкостей между собой традиционно применяются красители. Однако же здесь есть важный нюанс – дело в том, что ни один стандарт не оговаривает четкую окраску, поэтому два антифриза одного цвета, но разных производителей могут быть несовместимы между собой. Стандартизированы только цвета оригинальных жидкостей Volkswagen, откуда и пошла общепринятая классификация G11, G12 (G12+), G12++: первые традиционно окрашиваются в зеленый цвет, вторые – в красный, третьи – в голубой. В продаже можно встретить и жидкости других цветов, поэтому необходимо ориентироваться только на указанный на упаковке класс. Например, при заводской заливке концерном Renault-Nissan применяется антифриз желто-зеленого цвета, но по составу он близок к карбоксилатным антифризам G12 – если же ориентироваться по цвету, то можно совершить серьезную ошибку, приняв его за G11.

Совместимость антифриза и тосола

Начнем с тосола: теоретически возможно его смешение с антифризами класса G11. Но только теоретически – дело в том, что советский состав и само название «тосол» не были запатентованы, поэтому на упаковке с надписью «тосол» может оказаться жидкость с заранее неизвестным составом. Вместо силикатных добавок могут применяться боратные, в то время как к применению в охлаждающих жидкостях класса G11 они запрещены. Поэтому, смешивая современный тосол с антифризом G11, вы всегда действуете на свой страх и риск.

классификация антифриза и можно ли смешивать?

Что же касается остальных антифризов, то их совместимость (при условии соответствия состава классификации Volkswagen, что соблюдается не всеми производителями) описывается следующим образом:

  • если в системе охлаждения залита жидкость G11, то допускается доливка антифризов G12+, G12++, G13;
  • используя антифриз G12, можно доливать жидкости G12+, G12++, G13;
  • в систему охлаждения, заправленную антифризом G12+, можно доливать жидкости G12++, G13 без ограничений, G12 – с сокращением срока замены;
  • используя G12++ и G13, доливать можно только антифризы этих типов.

Так как до сих пор наиболее распространены жидкости классов G11 и G12, достаточно запомнить простое правило – они несовместимы, их смешение допустимо только в случае крайней необходимости и кратковременно.

Видео: При сколько градусах кипит антифриз (тосол)

Так что заливать?

Диапазон рабочих температур и качество теплопередачи – не единственные характеристики, определяющие применимость охлаждающей жидкости. Крайне важна и стойкость к кавитации – образованию микропузырьков при быстром движении крыльчатки помпы в толще антифриза. Кавитация несет сразу два отрицательных момента: сама по себе она разрушительно воздействует на крыльчатку, а пузырки резко снижают эффективность работы системы охлаждения.

Поэтому, начиная с класса G12, в состав охлаждающих жидкостей вводится пакет присадок, противодействующих кавитации. В то же время даже классический состав советского тосола этого не предполагал, состав же современных жидкостей под этим названием и вовсе известен только их производителям. Поэтому применять всевозможные «тосолы», продающиеся сейчас, можно только в низкооборотныхдвигателях с низкой теплонапряженностью (старые грузовики, автомобили ГАЗ с моторами 24Д, 402).


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Похожие статьи
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Георгий:

    Занимательная статья. У меня Ford Focus II, покупал новый, а пол года назад встал вопрос о замене антифриза. Выбирал долго и упорно, прочитал кучу форумов и обзоров. В итоге остановил свой выбор на Coolstream Premium, его заливают на заводе в данную марку, поэтому получается что я с этим антифризом уже 6 лет «дружу». Полностью доволен результатом. Никаких проблем с охлаждением двигателя нет, все работает исправно, на сервисе посмотрели слитый антифриз и похвалили производителя за качество.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Мы ВКонтакте