Устройство и эксплуатация автомобиля        11 декабря 2016        908         0

Как проверить искру на свечах зажигания


Часто многие автовладельцы после запуска двигателя отмечают, что мотор работает не так, как нужно, а с перебоями. Или попытки завести двигатель не оказываются успешными. Это указывает на возникновение проблем в работе двигателя и если до этого с ним было все нормально, то причину следует искать в одной из двух систем – питания и зажигания. Что касается первой, то поиски проблемы следует начинать с топливного бака и, постепенно продвигаясь, до элементов, отвечающих за непосредственную подачу компонентов топливной смеси в цилиндры (форсунки, карбюратор).

одноэлектродная свеча

Признаки неисправности в системе зажигания

А вот в системе зажигания поиск неисправности необходимо начинать с конечного элемента — свечей зажигания, которые зачастую и являются причиной нестабильной работы мотора. То есть, если мотор:

  • плохо заводится и приходится его долго раскручивать стартером;
  • холостые обороты не держатся или плавают;
  • «неуверенно» набирает обороты;
  • увеличил потребление топлива;
  • «троит» (отчетливо ощущается, что один из цилиндров не работает);
  • загорается «Check Engine».

Скорее всего пришло время проверить состояние свечей зажигания. Еще один признак можно увидеть только после демонтажа элемента с мотора. Если она «мокрая» (на ней видны следы топлива), то свечка просто не воспламеняет смесь.

Примечательно, что проблема может возникнуть как с одной деталью, так и с несколькими или всеми сразу.  Перебои в работе свечей зажигания тоже могут быть разными:

  1. искровой заряд полностью отсутствует;
  2. пропуски (искра проскакивает не всегда);
  3. искра стабильная, но слабая.

таблица возможных неисправностей свечей зажигания

Основные неисправности

Причин того, что свечка не работает, вполне достаточно. Одной из основных является образование сильного нагара на электродах. Из-за этого искровой разряд просто не может пробить слой отложений. Но в этом случае неработающая свеча – лишь следствие проблем  работы систем мотора.

Нарушение фаз газораспределения, несоответствующая работа форсунок, неправильно выставленный угол опережения зажигания, некачественное топливо всё это приводит к изменению процессов горения в цилиндрах, в результате выделяется значительное количество сажи, которая оседает на всех поверхностях в цилиндре, в том числе и на электродах свечи.

Вторая причина, приводящая к изменению в работе элемента,заключена в нарушении зазора между электродами. Жесткие условия работы нередко приводят к тому, что боковой электрод под воздействием внешних факторов просто немного изгибается, что приводит к увеличению или уменьшению расстояния до центрального электрода. Если в многоэлектродных свечках этой проблемы практически не существует, поскольку в таких элементах установлено 3 или 4 боковых электрода с разными зазорами, то у одноэлектродной  изменение расстояния приводит к нарушению работы.

система зажигания автомобиля

Примечательно, что изменение зазора может произойти не только из-за изгиба бокового зазора. В процессе работы проскакивающий искровой разряд приводит к тому, что  частицы металла отрываются, из-за чего на поверхности бокового электрода постепенно образуется небольшая лунка. Вот она и является  причиной увеличенного зазора, который увидеть практически невозможно.

Причиной того, что свеча не функционирует, может стать также и пробой изолятора. При этом визуально неисправность не видно, но при работе электрический импульс, подаваемый на свечку от катушки, уходит на корпус, не доходя до электрода.

Нередко бывают и внутренние повреждения, когда теряется контакт между контактным стержнем и центральным электродом. Из-за этого электрический импульс просто не достигает электрода.

Способы восстановления работоспособности

Свечка зажигания – неразборная и, если она не работает, то восстановить ее работоспособность не получится и её придется заменить. Но это касается только внутренних повреждений и пробоя изолятора. А вот если ее функционирование нарушено из-за нагара, то его можно отчистить. Для этого применяются специальные пескоструйные машинки. Но можно и просто слой удалить при помощи обычного ножа, но желательно сделать предварительный нагрев элемента («выжечь» свечу), тогда нагар частично выгорает, а оставшийся легко откалывается.

очистка свечи от нагара

Зазор тоже можно попытаться восстановить, просто подогнув боковой электрод. Поскольку устройства двигателей отличаются, то и номинальный зазор на свече тоже разный. Так, для инжекторных авто номинальным считается расстояние между электродами 1,0-1,1 мм, а для карбюраторных – 0,7-0,8 мм. Проверять зазор следует специальным круглым щупом для свечек.

Если двигатель начал «троить» и плохо запускаться, в большинстве случаев виноваты в этом свечки зажигания. И хоть ремонту они не подлежат, а просто заменяются, все же следует проверить, действительно ли проблемы возникли из-за их неисправности. А для этого следует знать, как проверить элементы.

Видео: Как очистить свечи зажигания от нагара.Полезный совет.

Как проверить свечу зажигания в домашних условиях

Существует несколько простых методов проверки свечей в домашних условиях. Некоторые из них просты в применении, но их результат далеко не точен. И все же они дают возможность определить исправность детали. Причем некоторые из них не требуют никакого технического обеспечения.

Если проблемной является только одна свечка, то выявить ее несложно, даже не снимая эти элементы с авто. Способ проверки очень прост – запускаем мотор и поочередно снимаем наконечник со свечи. Если двигатель остановился, то подключаем провод обратно и повторяем действие с другой свечкой. А вот когда после скидывания наконечника мотор продолжает работать, хоть и нестабильно, то это является показателем, что отключенная свеча и до этого не работала или функционировала с сильными перебоями.

Но такой метод не применим, если нарушена работоспособность сразу нескольких свечек. Просто указанный метод результата никакого не даст. Какая бы из свечек ни была отключена, силовая установка будет глохнуть.

Второй метод определения исправности более точен, но требует снятия этих элементов с автомобиля, а также помощи кого-либо. Для этого просто отсоединяем наконечники и свечным ключом выворачиваем свечи. Важно при этом не перепутать, на каком цилиндре каждая стояла.

Затем надеваем наконечники на свечки и укладываем их на мотор так, чтобы они корпусом касались металлической поверхности. Затем просим помощника включить зажигание и включить в работу стартер.

При этом на свечки будет подаваться напряжение, и между электродами будет проскакивать разряд. У нормально работающей свечки искра практически непрерывна, очень яркая, мощная и имеет фиолетовый оттенок. Если хоть одно из условий нарушено – разряд блеклый, оранжевого оттенка, заметны пропуски, то она уже не сможет полноценно выполнять свои функции.

Видео: Как проверить свечи зажигания

Описанные методы просты в исполнении, но применимы далеко не на всех авто. В инжекторных моделях напряжение передается напрямую с катушек, которые сделаны в виде наконечников и надеваются непосредственно на свечи. Поэтому ни снять катушки, ни проверить свечки на искру не удастся.

Для проверки свечи на инжекторном автомобиле применяются специальные приспособления и одним из таких является пистолет для проверки. Принцип его работы построен на пьезоэлектрическом эффекте. Использование пистолета достаточно простое, при этом он позволяет достаточно точно выявить неисправность.

К выводу свечки подключается провод, идущий с приспособления. Затем щупом пистолета следует коснуться корпуса свечи и нажать на клавишу включения и следить за контрольной лампой. Если свечка исправна, лампа будет мигать.

Можно также проверить деталь и мультиметром. Но отметим, что в результате такой проверки можно выявить только пробой, полноценно же проверить элемент на работоспособность не удастся, поэтому такой способ можно и не использовать.

Проверка делается просто. Переводим тестер в режим прозвонки цепи, после чего щупы прибора следует подключить к корпусу и центральному электроду. Это позволит выявить, имеется ли пробой.

Напоследок отметим, что необязательно перебои могут давать именно свечи. Поэтому после проверки этих элементов следует также протестировать проводку, ведущую к ним.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...
Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Мы ВКонтакте